В свои 66 лет Тарик Азиз (Tarek Aziz), настоящее имя которого Михаил Йохана, отдал полжизни служению партии "Баас". Выходец из скромной халдейской семьи, этот христианин несторианской веры, специалист по английской литературе, является одним из столпов багдадского правительства. Глава иракской дипломатии и вице-премьер в правительстве Саддама Хусейна (Saddam Hussein) с 1981 года. Его абсолютная лояльность "раису" позволила ему пройти через огонь, воды и медные трубы.
"Фигаро". - Ирак наконец-то согласился возобновить диалог с ООН, и первая встреча должна состояться 7 марта. Означает ли этот поворот, что у Вас есть новые предложения?
Тарик Азиз. - Было бы преждевременным обсуждать детали сейчас. Кофи Аннан (Kofi Annan) по-прежнему не дает ответа на вопросы, которые беспокоят Ирак: "вечные" санкции, "запретные зоны" для полетов на севере и на юге страны, введение которых незаконно. Постоянное вмешательство американцев в наши внутренние дела. Всегда говорится, что от Ирака чего-то ждут, но не наоборот. Однако, согласно тексту резолюций, Ирак также вправе получить ответы.
- Недавно Вы обратились к Тони Блэру (Tony Blair) с просьбой направить британскую делегацию в целях проверки, восстановил ли Ирак свои склады химического, бактериологического и ядерного оружия. Идет ли речь о том, что Вы хотите предложить Кофи Аннану выход из тупика, опираясь на эти новые идеи?
- Эта инициатива не связана с нашим диалогом с Кофи Аннаном. Наше приглашение - вызов Тони Блэру. Премьер-министр Великобритании заявил, что с 1998 года мы, под предлогом отказа от инспекций ООН, восстанавливаем наши арсеналы оружия массового поражения. Это ложь. В 80-е годы мы осуществляли все три программы. Но после войны в Заливе в 1991 году, наши склады были уничтожены под контролем Комиссии по разоружению Ирака (Unscom). Сегодня Ирак чист на 100%. Но поскольку Тони Блэр утверждает обратное, он должен знать, где мы восстановили склады и как. И мы требуем, чтобы он публично огласил список подозрительных пунктов. Затем, Ирак готов принять британскую делегацию, которая посетит места, названные Тони Блэром. Делегация направится туда в сопровождении международных СМИ, а также - дипломатов, в качестве свидетелей.
- Чтобы разубедить президента Буша пойти войной на Ирак, не будет ли разумнее согласиться на возобновление инспекций ООН, которые до 1998 года следили за демонтажом оружия массового поражения?
- Мы уже обожглись. В 1998 году президент Клинтон (Clinton) уже угрожал нам нападением, если мы не откроем для комиссии ООН доступ в президентский дворец, где, как подразумевалось, были скрыты наши склады. Инспекторы прибыли, они перерыли все. Они ничего не нашли. В августе 1998 года Ирак потребовал от Комиссии по разоружению Ирака прекращения миссии. Ричард Батлер (Richard Butler), директор Unscom, отказался, поскольку ему потребовалась дополнительная проверка. В ответ Ирак согласился на возвращение инспекторов на один месяц. Было проведено 400 инспекций. Но после разногласий с ООН Ирак отказал в доступе инспекторам в четыре пункта, и американцы нанесли по нам бомбовые удары. Сотрудничества на 99% оказалось недостаточно. За несогласие в 1 %, Ирак вновь подвергся бомбардировкам, и для этого даже не потребовалось резолюции Совета Безопасности. Сегодня, вопрос стоит следующим образом: когда американцы требуют возобновления инспектирования, опасаются ли они, в самом деле, что Ирак восстановил свой арсенал? Или это только предлог, как и четыре года назад? Если американцы действительно обеспокоены, тогда между Ираком и Советом Безопасности может быть заключено соглашение. Но в этот раз по всем пунктам.
- Что Вы имеете в виду?
- Совет Безопасности должен ответить на требования иракской стороны, поскольку резолюция 687 по разоружению предполагает много такого, о чем никогда не говорят. Например: снятие санкций. 11 лет мы подвергаемся санкциям, и, несмотря на скрупулезное соблюдение предписаний ООН, нам отказано даже в надежде на нормализацию положения. Второй пример: параграф 14 предполагает уничтожение оружия массового поражения на всем Среднем Востоке, а не только в Ираке. Очевидно, что арсенал Израиля также должен быть уничтожен.
- Но Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), министр обороны США, не допускает возражений со стороны Ирака, по возвращении инспекторов. Какова Ваша реакция?
- Я повторяю, что еще рано входить в детали. Дискуссия должна начаться 7 марта, и, на данный момент, невозможно предугадать, какой окончательный вид примет соглашение. Но касательно инспекторов, я должен напомнить, что агенты Unscom были шпионами. Американец Скотт Риттер (Scott Ritter), который показал себя одним из самых строгих инспекторов, однако, признал, что получал распоряжения напрямую из ЦРУ. Вот почему Совет Безопасности обязал Ричарда Батлера, директора Комиссии по разоружению Ирака (Unscom), снять свою кандидатуру. Вот почему Unscom была заменена на Комиссию по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке (Unmovic).
- Резолюция "нефть в обмен на продовольствие" дала Вам достаточный доход. Но ввиду хронического недоедания и плохого состояния здоровья у нищего населения, можно задаться вопросом, куда ушли деньги┘
- Наши граждане получают ежедневный рацион в 2400 калорий: рис, хлеб, сушеная фасоль, сахар, чай┘ Мы - единственное правительство в мире, которое кормит население за счет казны. Даже США не в состоянии прокормить своих бедняков, голодных, бездомных. В Ираке люди умирают от болезней, поскольку санкции не позволяют нам приобретать оборудование для очистки воды, или потому что дети поражены радиацией от ракет с обедненным ураном, которые американцы использовали во время войны в Заливе. Но от голода у нас никто не умирает.
- Сейчас говорят о введении "разумных санкций": будет разрешен импорт товаров, на которые не будет специального запрета. Это предложение будет гораздо выгоднее для Ирака. Почему же Вы протестуете?
- Потому что это ловушка. Своими "разумными санкциями" США хотят превратить Ирак в ферму по разведению кур. Иракцев кормят, и больше ничего. Но наш народ нуждается не только в еде. Нужно строить больницы, построить сеть сточных канав, вновь начать производство электроэнергии┘ К сожалению, в комитете по санкциям американцы постоянно замораживают контракты, которые Ирак заключает с иностранными предприятиями. Они налагают вето даже на оборудование операционных. Цель "разумных санкций" - свести экономику Ирака лишь к добыванию продовольствия.
- Если вы скажете "нет" инспекции, вы дадите США лучшее алиби для нанесения ударов. Готовы ли вы заплатить ужасную цену - тысячи человеческих жизней, что может повлечь за собой возможное американское вторжение в Ирак?
- Америка - диктатор мира. У Ирака нет другого выбора - он может только защищаться. Исключено, что мы капитулируем, только чтобы выжить. Это противоречит традициям Ирака. Наша нация - горда, и иракцы всегда были борцами за свободу.
- Джордж Буш утверждает, что хочет добиться изменения режима в Багдаде. Когда американский президент так твердо настаивает на своем перед общественным мнением, он уже не имеет права на отступление. Почему Саддам Хусейн (Saddam Hussein) ведет себя так, как будто это блеф?
- Цели Буша незаконны с точки зрения международного права. Никто не может диктовать стране политическую систему, которую она не желает принимать. И поскольку мы знаем, чем отличаются права людей и лозунги, Ирак не подчинится. Гитлер (Hitler) завоевал своих европейских соседей не потому, что имел на это право. Но потому, что он считал себя самым сильным. Однако Гитлер проиграл. В 1940 году Петен избрал капитуляцию, а де Голль (de Gaulle) предпочел сопротивление. Де Голль был прав, поскольку Франция изгнала нацистов. Ирак также не подчинится американскому тирану.
- Неужели Вы не видите, что теракты 11 сентября изменили весь расклад?
- Джордж В. Буш лишь повторяет, что его отец, а затем Билл Клинтон говорили в течение 11 лет. В том, что нынешний президент желает избавиться от нашего режима - нет ничего нового. В октябре 1989 года, еще задолго до войны в Заливе, я сказал Джеймсу Бейкеру (James Baker), главному советнику Буша-старшего: "Мы знаем, что Вы строите планы против Багдада". Чтобы добиться нашего падения, Клинтон финансировал так называемые оппозиционные группы. Буш-младший (Bush le fils) лишь использует более экспрессивную лексику.
- Есть большое отличие. Сын хочет завершить начатое отцом, который отказался взять Багдад в 1991 году
- Это доказывает, что отец был умнее сына. Буш-старший остановил войну не из любезности, а потому, что понял, что американская армия понесет слишком тяжелые потери. Если Буш-младший решит завоевать Ирак, он потерпит поражение, поскольку иракский народ сражается до конца. Для американцев это не будет легкой прогулкой.
- Как можете Вы говорить о народной поддержке Саддама Хусейна, когда он дважды втянул страну в катастрофу. Первый раз в 1980 году, когда он развязал 8-летнюю войну с Ираном, закончившуюся кровавой ничьей. В 1991, когда его вторжение в Кувейт вызвало интервенцию со стороны США┘
- Эти войны были навязаны Ираку. В 1980 году, мы были вынуждены защищаться от иранского экспансионизма. В 1990 году Ирак столкнулся с американо-кувейтским заговором. Американцы хотели разрушить нашу страну и свергнуть правительство.
- Всегда можно найти виноватого! Но, по крайней мере, диктатура была установлена Саддамом Хусейном. Почему народ, не знающий свободы, должен пойти за вами на битву против американского могущества?
- Народ избрал эту политическую систему. До нашего прихода к власти, Ирак отнюдь не был страной свободы. Страной правили генералы, и именно к этому периоду правления больше всего подходит слово "диктатура". Но с 1968 года, число людей, которые влияют на принятие политических решений, выросло на многие тысячи. Мы провели выборы, были созданы синдикаты, женские организации, молодежные ассоциации┘ Наше правительство честно перед народом. Если бы иракцы были неудовлетворенны своим правительством, мы не смогли бы пережить две войны и 11 лет санкций. Не говорите мне о диктатуре!
- Если Вы не виновны во всех грехах, в которых вас обвиняют Соединенные Штаты, как Вы объясните это ожесточение против Вас?
- На Среднем Востоке Ирак и Иран остаются единственными странами, которые избежали влияния США. Америка алчна. Она хочет получить контроль над нашими нефтяными ресурсами. И Вашингтон желает, чтобы в Багдаде пришло к власти "ручное" правительство.
- "Ось зла" президента Буша, объединила под одним понятием "страна бандит" Иран, Ирак и Северную Корею. Что Вы скажете на это?
- Этот странный лозунг показывает, насколько Буш не знает Истории. Под "осью" во время Второй Мировой войны подразумевался реальный союз Германии, Италии и Японии, в этих странах даже политические режимы были похожи. Но нет никакого сходства между тремя мишенями Буша. Ирак и Иран вели между собой войну. Ирак не поддерживает дипломатических отношений с Северной Кореей. Это показывает глупость американских доводов.
- Не смогут ли США вновь применить стратегию, принесшую им успех в Афганистане? И мобилизуют против Вашего режима некий "Северный Альянс", включающий в себя курдов, требующих независимости, начиная с войны в Заливе, и "Южный Альянс", состоящий из шиитов, также восставших в 1991 году┘
- Это прекрасный сценарий для голливудского боевика. Но в реальности все иначе. Во-первых, Ирак - государство в полном смысле слова, и был им задолго до Саддама Хусейна. В противоположность Афганистану, где власть никогда не была сосредоточена в столице, но всегда принадлежала племенным вождям. Второе отличие: в Ираке нет ни северного, ни южного альянса.
- Вы не можете отрицать восстания 1991 года┘
- Проблема была решена всего за две или три недели, в то время, когда наша армия была сильно ослаблена войной в Заливе. Это доказывает, что в нашей ситуации нет ничего общего с ситуацией в Афганистане, где война между Кабулом и различными региональными группировками продолжалась долгие годы. Сегодня в Курдистане все спокойно. Чтобы избежать ненужных трений, мы вывели наши войска и приняли договор об автономии. Что касается восстания на юге, оно разжигалось Тегераном, который хотел сманить к себе шиитов. Но планы Ирана не смогли осуществиться.
- Может ли еще Ваша армия сражаться с американцами? Удалось ли Вам заменить танки и артиллерию, утраченную во время войны в Заливе?
- У нас достаточно средств для защиты нашей независимости.
- Вы говорите, что вдохновляетесь опытом Вьетнама. Но география идет Вам во вред. Вьетнам был покрыт джунглями, в которые было нелегко проникнуть. Ваша страна - пустыня.
- Не джунгли помогли вьетнамцам победить. Но решительность. Иракцы будут биться за каждую улицу, за каждый дом. Против американцев каждая деревня превратится в подобие вьетнамских джунглей.
- Является ли в Ваших глазах героем Усама бен Ладен (Oussama ben Laden)?
- Ирак никогда не поддерживал отношений с бен Ладеном. Поэтому я не могу выносить суждений о его личности.
- Но то, что он отважился поразить Америку в самое сердце, должно внушать Вам симпатию.
- Я не могу говорить о человеке, которого не знаю. Я даже не знаю, он ли организовал атаку 11 сентября. Нам достоверно известно лишь то, что среди людей, погибших в Нью-Йорке и Вашингтоне, было значительное число арабов и мусульман. Я не уверен, что люди, обвиняемые Вашингтоном, действительно совершили эти акты. Не было проведено независимого расследования, чтобы истина вышла наружу.
- Не допустил ли Ясир Арафат (Yasser Arafat) историческую возможность, отвергнув предложения, сделанные ему премьер-министром Израиля, Йехудом Бараком (Ehud Barak), летом 2000 года?
- Арафат не мог принять эти предложения, поскольку Барак предлагал ему измену. Вспомните, что Арафат сказал Клинтону: "Если я скажу "да", я приглашаю Вас на мои похороны".
- Американцы хотят, чтобы Саддам Хусейн предстал перед международным трибуналом. Допустит ли он это, как Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic), который, поклявшись сперва биться насмерть, выкинул белый флаг? Или Саддаму удастся победить в сражении?
- Позвольте мне сперва высказаться по поводу Милошевича. Трибунал в Гааге - незаконен. Это суд победителей, он несправедлив. Настоящие военные преступники- это агрессоры против Югославии. Они разрушили эту страну, как хотели разрушить Ирак в 1991 году. Я уважаю Слободана Милошевича, потому что он - сербский патриот.
- Итак, что сделает Саддам Хусейн, когда его окружат морские пехотинцы?
- Морская пехота никогда не окружит его, поскольку иракский народ будет защищать Саддама Хусейна. Если это будет последняя битва, то я могу говорить только за себя. Я также внесен в список "обвиняемых", и я Вам отвечу, что скорее умру, чем сдамся. А представьте себе, как поведет себя такой человек, как Саддам Хусейн, столь великий, столь гордый. Все что я могу сказать американцам: придите, и сами увидите!