5 марта 2002 года. Тупиковая ситуация во взаимоотношениях Организации Объединенных Наций (ООН) и Ирака не может продолжаться бесконечно. Вот уже более десятилетия Великобритания и Соединенные Штаты Америки возглавляют усилия ООН по защите соседей Ирака от агрессии и защите всей планеты от иракского оружия массового поражения (ОМП). Ирак упорно игнорирует Совет Безопасности ООН и международное право. Но больше всех от грубости президента Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) страдают сами иракцы. Угроза со стороны Ирака не снижается. Среди тиранов мира г-н Хуссейн уникален тем, что в его лице мы имеем сочетание беспощадности с возможностями применения ОМП. Он использовал химическое оружие против иранских солдат в 1980-х годах и против граждан собственной страны в городе Халабья (Halabja), Курдский автономный район, в 1988 году.
В 1991 году потребовались сосредоточенные международные усилия для того, чтобы изгнать г-на Хуссейна из Кувейта и разработать процедуры ООН для проведения инспекций и уничтожения иракского арсенала ОМП. Но в 1998 году инспекторы ООН, которым постоянно мешали делать свое дело, оставили Ирак. С того времени накапливаются свидетельства, что угроза от иракских программ в области вооружений снова начинает возрастать. Многие из объектов, разрушенных в 1998 году американскими и английскими ударами с воздуха в ходе операции "Лис Пустыни" (Desert Fox), восстановлены. Ирак настойчиво осуществляет свои программы разработки химического и биологического оружия и создает баллистические ракеты, способные доставлять такие боеприпасы к целям за пределами 150-километрового лимита, который был введен ООН. Это позволит Ираку наносить удары по таким удаленным странам, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Израиль. Имеются свидетельства возрастающих усилий по приобретению ядерных материалов и технологий и того, что снова начаты научные исследования и разработки в области ядерного оружия. Действительно, в отсутствие тех ограничений, которые наложили мы, г-н Хуссейн к настоящему времени уже имел бы ядерную бомбу.
Иракский режим признал, что прячет свое ОМП в пустыне, в пещерах и тоннелях. Он признал, что производит химическое оружие, снаряженное отравляющими веществами (ОВ) типа зарин и горчичный газ (иприт - прим. пер.), а также биологическими агентами вроде возбудителя сибирской язвы. Разрушительный потенциал этого оружия превосходит всякое воображение. ОВ нервно-паралитического действия способны вызывать смерть в течение нескольких минут. Крохотные дозы зарина или возбудителя сибирской язвы являются смертоносными. Инспекторы ООН по вооружениям, которых не пускают в Ирак, не могут вести учет больших количеств материалов, используемых для производства этих смертоносных субстанций.
Поскольку нам удается сдерживать эту угрозу в течение длительного времени, многие сочли, что ее больше не существует. Это явно не соответствует действительности. А тем временем иракская пропагандистская машина пытается возложить вину за страдания, которые г-н Хуссейн навлек на иракский народ, на политику сдерживания ООН. Меня возмущает, когда исполненные благих намерений люди попадаются на удочку этой лжи. ООН разрешает правящему в Ираке режиму получать доступ более чем к достаточным денежным средствам для закупки всех гуманитарных товаров, которые необходимы иракцам. Именно режим отказывается использовать эти фонды для закупки продовольствия и медикаментов. Г-на Хуссейна устраивает заставлять иракцев страдать и голодать, потому что это отвлекает внимание от угрозы, которую он представляет для глобальной безопасности.
Пора помешать ему прятаться за человеческим щитом страданий его народа. Английские и американские дипломаты разработали усовершенствованную политику, которая ужесточает контроль за товарами военного назначения, в то же время облегчая контроль за товарами гражданского назначения. Предлагается ввести в действие "Пересмотренный перечень товаров", в который войдут военные товары и товары, имеющие отношение к производству вооружений. Экспорт этих товаров в Ирак будет контролироваться. Никаких ограничений на экспорт гражданских товаров, не вошедших в перечень, не будет.
Совет Безопасности ООН в принципе согласен ввести в действие пересмотренный режим санкций против Ирака. Но г-н Хуссейн противится этой идее, поскольку облегчение страданий его народа не является его первоочередной целью. Он предпочитает тратить деньги на вооружения, а не на продовольствие, на статуи и памятники самому себе, а не на медикаменты.
Наиболее настоятельным требованием международного сообщества является допуск в Ирак официальных представителей ООН для инспектирования его программ в области вооружений. Г-н Хуссейн нарушил данное им слово и продолжает нарушать свои международные обязательства, поскольку три года назад он фактически выдворил из страны инспекторов ООН. Если ему нечего скрывать, то почему он не разрешает им вернуться без всяких предварительных условий? Пока он отказывается, мы можем только подозревать худшее - а это вынуждает нас искать другие пути для ограничения его (военных) возможностей.
Мы не можем позволить, чтобы г-н Хуссейн вечно держал пистолет у виска собственного народа, его соседей и всего мира. Будут продолжены интенсивные дипломатические усилия, и я надеюсь, что они позволят достичь нашей цели устранения той угрозы, которую иракское ОМП представляет для человечества. Но, если он отказывается сделать свои программы в области вооружений открытыми для соответственного международного инспектирования, ему придется отвечать за возможные последствия. Пока решение не принято, но пусть никто - в особенности г-н Хуссейн - не усомнится в нашей решимости.