В то время, пока члены демократической партии осторожно окружают популярного американского президента, выискивая трещины в его броне, его заморская поддержка в некоторых неожиданных регионах растет. Когда на прошлой неделе было объявлено, что Соединенные Штаты согласились направить 200 военнослужащих подразделений специального назначения для обучения грузинской армии, можно было ожидать, что последуют возражения со стороны президента России Владимира Путина. В конце концов, Россия пытается влиять на Грузию с тех пор, как она отделилась от бывшего Советского Союза около десяти лет назад. Однако на самом деле г-н Путин сказал: "А почему бы и нет?"
Или кто мог бы предположить, что Йемен, маленькое несговорчивое государство, расположенное у юго-восточных границ Саудовской Аравии, тоже будет приветствовать американских солдат? Представитель администрации Буша (Bush) объявил в прошедшую пятницу, что Соединенные Штаты направят до ста экспертов в области безопасности для обучения йеменских военнослужащих антитеррористической тактике. Йеменские чиновники сообщили, что США также помогут с оснащением нового учебного центра береговой охраны в Адене, где 17 месяцев назад в результате террористического нападения было убито 17 американских моряков. Йеменский чиновник сообщил, что Соединенные Штаты пообещали предоставить Йемену 15 кораблей, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, для патрулирования Аденского залива.
Эти программы антитеррористической подготовки являются частью расширяющегося американского присутствия во многих уголках мира, которые были когда-то недоступны. А теперь в бывших среднеазиатских советских республиках, Узбекистане, Киргизстане и Таджикистане, осуществляет свою деятельность армия США. Американские советники были вновь приглашены на Филиппины, для обучения филиппинских вооруженных сил, пытающихся справиться с членами исламистской группировки "Абу Сайяф", базирующейся на Острове Басилиан. Алжир хочет получить американское оборудование для борьбы с исламскими мятежниками, с которыми он ведет войну много лет.
Можно говорить, что все эти проявления доброжелательного отношения отражают триумф дипломатии администрации Буша, и это в определенной степени является правдой. Однако дипломатия осуществляется Пентагоном, а не Государственным департаментом, путем предоставления живой силы и оборудования слабым государствам. Причина того, что подобная политика является эффективной, заключается в том, что вооруженные силы США продемонстрировали в Афганистане свою способность вести нетрадиционные боевые действия. Режимы, которые на протяжении многих лет безуспешно пытались бороться с восстаниями, готовы заключать политические сделки, предусматривающие предложение Соединенным Штатам присылать свои войска.
Дело не всегда складывалось подобным образом. Во всем мире поняли, что Соединенные Штаты рассматривают войну с терроризмом как бизнес, главным образом после событий 11 сентября. Джордж Буш (George W. Bush) поразил своей решимостью не только американцев, но и весь остальной мир. Бормотание об американском унилатерализме, раздающееся среди левых политиков Европы, является, несомненно, мнением меньшинства, порождаемым тем, что парни типа Йошки Фишера (Joschka Fischer) из Германии и Лионеля Жоспена (Lionel Jospin) из Франции видят в политике Буша угрозу своей собственной политической этике. Робость Соединенных Штатов, просматривавшаяся в попытках Билла Клинтона (Bill Clinton) проложить себе дорогу к политическому влиянию, считается делом прошлого.
Эта новая позиция силы, занятая Пентагоном, тяжелым грузом ложится на плечи молодых американских солдат, направленных в такие места, как Кабул, Аден или Замбоанга, чтобы превратить местные плохо обученные и недисциплинированные вооруженные силы в эффективных борцов с мятежниками. Даже высокопоставленным американским офицерам, которые годами занимали высокие должности, потребовалось много времени, чтобы понять, что войны, которые ведутся в мире сегодня, отличаются от предыдущих. Приверженные своему делу повстанцы, используя партизанскую тактику или терроризм, наносят поражение государствам. Морские котики или армейские зеленые береты обучены специальным видам боевым действий, которые заключаются в сборе разведывательной информации о местонахождении этих повстанцев с тем, чтобы можно было нанести по ним удары с воздуха боеприпасами точного наведения. Спецназ также обучен создавать локальные боевые подразделения для ведения наземного боя.
Не следует считать, что каждый режим, который просит вооруженные силы Соединенных Штатов о помощи, является надежным другом. Г-н Путин приветствует прибытие американских инструкторов в Грузию, потому что он опасается исламских боевиков, которые, по сообщениям, сосредотачиваются в Панкисском ущелье, находящемся недалеко от грузино-чеченской границы. Российская армия не может нанести поражение чеченским боевикам, поэтому у него нет особой уверенности по поводу столкновения с чеченцами, усиленными афганцами и арабами. В конце концов, именно эти силы изгнали из Афганистана более могучую советскую армию в 1980-х годах.
Г-н Путин готов примириться с существованием более эффективной, обученной американскими военными грузинской армией, если она сможет установить контроль над Панкисским ущельем. Соединенные Штаты, хотя и не стремятся защищать Россию, заработавшую враждебное отношение к себе из-за своих жестокостей в Чечне, готовы помочь укрепить грузинскую армию, если это будет способствовать укреплению стабильности в этой небольшой стране. Грузия является главным маршрутом для трубопровода, перекачивающего каспийскую нефть и газ в Турцию и средиземноморские порты.
Президент Йемена Али Абдулла Салех (Ali Abdullah Saleh) также принимает участие в ходе событий. Разведывательные службы Соединенных Штатов полагают, что движение "Аль-Каида" располагает несколькими лагерями вдоль границы Йемена с Саудовской Аравией. Разведслужбы подозревают, что некоторые из арабских боевиков, которые были в Афганистане, могли скрыться в этих лагерях. Если это так, то они предоставляют угрозу для йеменского режима.
Какое отношение саудовцы имеют к этим лагерям - неясно, так как общеизвестно, что бывает трудно понять, какую позицию занимают саудовские принцы в какой-либо конкретный момент. Коронный принц Саудовской Аравии Абдулла сделал недавно "мирное" предложение Израилю, однако это было предложение, которое Израиль изначально должен был отклонить, так как оно предлагало даже меньшую защиту от арабского терроризма, чем та, которой он располагает сейчас. Что касается интереса Соединенных Штатов в Йемене, то на протяжении веков хорошо известно о маленьком стратегическом значении этой маленькой страны. Великобритания использовала Аден в качестве главной базы в своих международных стратегических замыслах. С этой базы осуществляется контроль за доступом к Красному морю и затем к Суэцкому каналу. База находится на расстоянии нанесения удара по Сомали и Судану, двум странам, которые, как полагается, могут укрывать террористов "Аль-Каиды". Если Соединенные Штаты построят прочные отношения с Йеменом, они смогут использовать эту значимую военно-морскую базу.
Филиппины также имеют стратегическое значение, что было подтверждено тем фактом, что Соединенные Штаты поддерживали большие военно-морские и воздушные базы на протяжении многих лет после второй мировой войны. Из-за оппозиционного настроя левого крыла политического спектра Филиппин президент Глория Макапагал Арройо (Gloria Macapagal Arroyo) с очень большой осторожностью отнеслась к тому, чтобы предложить американцам вернуться. Она оговорила, что им не будет предоставлено никакой роли в ведении боевых действий. Однако Вахаб Акбар (Wahab Akbar), губернатор острова Басилан, говорит, что местное население в подавляющей массе приветствует возвращение американцев.
Короче говоря, очень много правительств, и много людей во всем мире поняли, что они нуждаются в помощи в борьбе с терроризмом. Они рассчитывают, что Соединенные Штаты окажут эту помощь. Это трудная задача, но администрация Буша начинает решать ее.