Москва, 4 марта 2002 года. Он был задуман поспешно и может долго не продержаться, говорят комментаторы. Но Совет Федерации, новая верхняя палата российского парламента, сегодня уже заседает, предлагая как убежище, так и трибуну в Москве разношерстной команде бизнесменов, генералов, чиновников и "отдыхающих" политиков. В этой палате есть одна-две восходящие звезды. К таковым можно отнести Михаила Маргелова, председателя комитета по международным делам, верного сторонника Кремля и влиятельного человека в российской внешней политике. Однако общий результат задуманной президентом России Владимиром Путиным реорганизации верхней палаты парламента далек от того, чтобы увлечь воображение общественности. В ходе недавнего опроса общественного мнения выяснилось, что почти 70% россиян не имеют представления о том, чем в действительности занимается Совет Федерации. И в своем новом виде он наверняка будет делать меньше, чем при президенте Борисе Ельцине.
Г-н Ельцин заполнил Совет Федерации губернаторами и спикерами местных парламентов из 89 регионов России. Их совокупные права и демократические полномочия делали их действительным противовесом Государственной Думе, нижней палате парламента, которая нередко имеет резкие разногласия с Кремлем. Но, когда в 2000 году на смену г-ну Ельцину пришел г-н Путин, одной из его целей было ограничение власти региональных лидеров и сокращение их влияния на политику. А потому Совет Федерации стал одной из первых целей его реформ.
По состоянию на текущий год, местные лидеры утратили свои места в этом органе. Вместо этого каждый регион посылает в верхнюю палату двоих своих постоянных представителей, один из которых назначается губернатором, а другой - местным парламентом. Тем самым соблюдается конституционное требование, чтобы верхняя палата представляла регионы. Но это означает также бесконечные схватки между Кремлем, группами большого бизнеса и местными "шишками" в борьбе за то, чтобы провести в парламент "своих" людей. Многие из новых сенаторов имеют достаточно тонкие связи с регионами, которые они якобы представляют, а некоторые - вообще никаких.
По сообщению российской газеты "Известия", один или два сенатора даже купили себе места, заплатив до 5 млн. долл. США за привилегию быть назначенными. В обмен они получают престиж, шанс влиять на законодательный процесс и неподсудность. Они могут тормозить или блокировать исходящие от Думы законопроекты. Но, поскольку сегодня обе палаты парламента с глубоким почтением относятся к г-ну Путину, подобная конфронтация маловероятна. Они могут также назначать и увольнять генерального прокурора, назначать судей в Конституционный суд и даже снимать самого президента по представлению Думы.
Гордон Ханн (Gordon Hahn), американский специалист по России, называет "неудачей для демократического представительства" то, что такие полномочия теперь предоставлены палате, которая уже не состоит из законно избираемых представителей. Александр Хлопонин, губернатор Таймыра, говорит, что новая система более эффективна, чем старая. "Это значит, что я могу уделять больше своего времени больше работе здесь, в регионе, - говорит он. - Мой представитель является моим делегатом, и я ему доверяю". Другие менее довольны. Александр Лебедь, губернатор Красноярского края, говорит, что было бы лучше, если бы он прямо представлял интересы своего региона. Пытаться работать через посредника, ворчит он, все равно что "пытаться лизать сахар через стекло".