Пилотируемая космонавтика переживает после окончания "холодной войны" кризис внимания. Положение дел помогут изменить гостиницы во Вселенной и шоу с участием космонавтов.
Утром 31 октября 1998 года агентство НАСА разбудило экипаж космического парома "Дискавери" неувядающей мелодией: Луис Армстронг (Louis Armstrong) пел "What A Wonderful World". Сомнительно, чтобы эта музыка пришлась по вкусу всему экипажу, но, по крайней мере, одному из астронавтов она в тот момент могла напомнить о танцевальных вечерах его молодости: 77-летнему Джону Гленну (John Glenn) - старейшему астронавту всех времен.
20 февраля 1962 года Гленн уже выходил за пределы атмосферы. Будучи единственным членом экипажа на борту космического корабля "Frienship 7", он трижды облетел вокруг Земли, чтобы благополучно приземлиться через четыре часа и 55 минут вблизи Бермудских островов в Тихом океане. Жаль только, что за год до этого в космос уже прорвался Юрий Гагарин. И именно русский! Первые пилотируемые полеты в космос диктовались соревнованием за превосходство в рамках "холодной войны", о дружбе тогда речь можно было вести только на словах.
Времена изменились. Когда 77-летний Гленн под звуки пацифистского гимна Армстронга бросал взгляд из "Дискавери", минуя им, например, своего японского коллегу, голубая планета могла показаться ему в другом свете. Гленн был членом экипажа из семи человек, представлявших различные страны, а сам космический полет под названием STS-95 уже нельзя было воспринимать как вызов на бой враждебного государства.
Но есть заботы и у нынешних астронавтов. Пилотируемая космонавтика переживает, не в последнюю очередь, благодаря окончанию "холодной войны" проблему внимания к себе. Решить ее лишь за счет потребностей в научных исследованиях вряд ли удастся. Впрочем, образовавшиеся в финансировании бреши уже давно настойчиво пытаются закрыть коммерческие структуры. Джон Гленн в этом плане был подопытным кроликом. На нем ставились гериатрические опыты, которые являются для пилотируемой космонавтики необдуманными с точки зрения здоровья. С учетом их в прошлом году в космосе побывал первый турист, полет на космическом корабле "Союз" совершил бодрый пенсионер по имени Деннис Тито (Dennis Tito). Организаторы этого полета: работающая на территории Нидерландов фирма "MirCorp", представляющая собой союз западных кредиторов с российским предприятием RSC "Энергия" (SP Korolev Rocket & Space Corporete Energia"), а это не что иное, как бывшее аэрокосмическое агентство Советского Союза, которое, среди прочего, отвечало за проект со спутником и полетом Гагарина.
В последнее время "MirCorp" разрабатывает космические проекты, которые финансируются на чисто коммерческой основе и частным капиталом. После того, как станция "Мир" сгорела, согласно плану, в атмосфере, российские разработчики засели за вариантами, которые еще недавно казались чистой фантастикой. В 2004 году должна начать работу первая частная космическая станция "Министанция 1". Она может служить в качестве внеземного отеля, в качестве базы для организации рекламы в космосе и различных акций средств массовой информации. До той поры космические туристы должны довольствоваться полетами на Международную космическую станцию "МКС" на космическом корабле "Союз", преимущество слетать на котором получил Деннис Тито (Dennis Tito). В скором времени такой же полет собирается совершить южноафриканский предприниматель, работающий в области интернета, и одновременно мультимиллионер с красноречивой фамилией Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth). Он будет первым африканцем в космосе.
Такие экскурсии стали возможными только благодаря окончанию "холодной войны". Но с исчезновением идеологического врага одновременно исчез и адресат полетов в космос. Космические туристы должны чувствовать себя там, в небе, достаточно одинокими. Поскольку в отличие от астронавта, действующего по заданию государства и науки, частному путешественнику непонятно, на чем он должен остановить свое внимание во время своей экспедиции в безлюдную страну. Очевидно для того, чтобы преодолевать ужас перед космическим пространством, компания "MirCorp" разработала в сотрудничестве с американской фирмой "Image World Media" (IMI) программу, которая должна демонстрировать на экране не только то, что творится во Вселенной, но и записывать все для телезрителей, остающихся дома. Дело в том, что сложнее стало не только с финансированием космических полетов, но и с ответом на вопрос: а для чего все это нужно?
В связи с этим проект игры "Ancient Astronaut" обращается к основам науки магики. Ее основу составляет теория драматургии, в которую давно верит рассеянная по всему миру община так называемых уфологов. Речь идет о том, что на Земле, по их мнению, уже бывали инопланетяне. Гости, согласно этой большой истории, оставили после себя следы. Такие места, как пирамиды Гизы, плато в перуанской пустыне Наска, можно рассматривать как звездные карты, которые указывают нам путь к соседям по Вселенной. Уфологи охотно цитируют конструктора ракет Вернера фон Брауна (Werner von Braun), который, по меньшей мере, не отрицал возможность внеземной цивилизации.
Сценарий игры "Ancient Astronaut" является непосредственным сколком теории уфологов. Сначала пять групп из кандидатов, представляющих различные нации, высаживаются в соответствующих местах, среди прочего в Гизе, в пустыне Наска. Там они должны расшифровать древние языки и, имея простейшие инструменты, заняться реконструкцией соответствующих сооружений так, чтобы это соответствовало всему тому, что имело место в период их появления. Пять победителей от каждой из групп направляются в Россию. В Звездном городке - международном центре подготовки космонавтов - они проходят подготовку по обычной для космических полетов программе. По результатам этой подготовки окончательно определяется один-единственный победитель. Только ему предоставляется возможность совершить трехдневный полет на космическом корабле "Союз" к Международной космической станции. После своего возвращения на Землю его ожидает грандиозная вечеринка и денежная премия в миллионном размере.
И еще одна конфетка для победителя: помимо всех премий во Вселенную будет запущена капсула, которая, как космическая бутылочная почта, отправится прямо в адрес инопланетян. В ней будут находиться пробы ДНК победителя игры, который, таким образом, предоставляет себя для будущего клонирования, а также предметы личного пользования, перечень которых он может определить сам, и репрезентативные свидетельства человеческой культуры: из области литературы, искусства, развлечений и технологий. Эта капсула функционирует наподобие предполагаемых звездных карт в Гизе. Если они будут найдены инопланетянами будущего, то победитель игры в этот момент сам становится "Ancient Astronaut". Собственно, это и является целью игры.
Обратный отсчет времени начался. Можно уже записаться кандидатом для участия в передаче, которая с 2003 года будет выходить в прайм-тайм (contestant@imageworldmedia.com). Впрочем, кандидаты должны пройти немало тестов, при этом не только на предмет здоровья. IMI составила перечень качеств, которые необходимы для участия в передаче: интеллигентность, мужество, умение сопереживать, способность художественного самовыражения, интуиция, физического и психического контроля над собой. Кандидаты со всех уголков мира должны быть, согласно IMI, великолепным представителем всего человеческого рода.