Делегация Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) вчера начала в Москве переговоры, цель которых - убедить Россию придерживаться нынешних квот на экспорт нефти и тем самым поддержать цены на нее. По заявлению официальных лиц, Россия, скорее всего, примет окончательное решение на этот счет в середине - конце марта.
Под давлением со стороны ОПЕК Россия в декабре прошлого года сократить экспорт в первом квартале текущего года на 150 тыс баррелей, или 5%, в день. Правительство заявило, что примет решение о том, будут ли продлено действие принятых лимитов, после изучения ситуации на рынке.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Россия едва ли станет заключать какое-то формальное соглашение с ОПЕК, членом которой она не является. Самое большее, на что может рассчитывать ОПЕК, - это то, что Россия "не объявит официально или даст понять, что будет проводить независимую стратегию роста экспорта", считает глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка "Тройка Диалог" Крис Уифер (Chris Weafer).
Аналитик другого московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" Джеймс Хендерсон (James Henderson) отмечает, что договоренности с ОПЕК о сокращении экспорта касаются только поставок через государственную трубопроводную систему Транснефть в страны, не входящие в Содружество Независимых Государств. А это оставляет большие прорехи, позволяющие обойти квоты.
Даже если Россия согласится продлить действие сокращенных лимитов - это будет лишь кратковременный эпизод в ее общем стремлении увеличить производство и экспорт нефти.
За это высказывается и экономический советник президента путина Андрей Илларионов. На прошлой неделе он заявил, что российская нефтяная индустрия "может и должна" восстановить свои позиции на рынке, которыми она обладала "10-12 лет назад во времена Советского Союза".