Москва, 4 марта 2002 года. "Тоже мне, нашли большое дело, ничего особенного", отзываются американские официальные лица о своей, стоящей 64 млн. долл. США, программе подготовки в ближайшие 6 месяцев до 1600 грузинских военнослужащих к контртеррористическим операциям. Не каждый с этим согласится. Вследствие этого решения Вашингтон оказывается в самом центре сложного мира кавказской политики и прочно объединяется с одним из региональных лидеров - грузинским президентом Эдуардом Шеварднадзе, популярность и власть которого в последние годы резко ослабли, и который остается на одном из первых мест в списке наименее любимых людей Владимира Путина.
Неожиданное заявление США, что к концу текущего месяца в Грузию будут направлены от 100 до 200 американских "зеленых беретов" (военнослужащие войск специального назначения армии США - прим. пер.) и других специалистов, возмутило Россию, которая считает Грузию сферой своего влияния. При этом остается без ответа ряд вопросов. Например, почему американцы думают, что с десяток или около того подозреваемых террористов "Аль-Каиды", присутствие которых в удаленном Панкисском ущелье на севере Грузии послужило основанием для плана подготовки (грузинских военнослужащих), станут там ожидать, когда будут подготовлены новые силы? Быть может, у Вашингтона есть иные планы, которые простираются гораздо дальше Панкисского ущелья?
Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) действует быстро. Американские военные начнут прибывать в период середины-конца марта, говорят грузинские официальные лица. Они начнут "подготовку в поле" летом, сообщил один высокопоставленный западный военный чин. Примерно третью часть личного состава, который планируется подготовить, поставит 11-я бригада грузинской армии, которой поручена оборона столицы Тбилиси. Эта программа также обеспечит разведывательную поддержку и подготовку, говорят грузинские официальные лица, и поможет создать легкобронированное воинское формирование.
Соединенные Штаты заявляют, что программа обеспечит поставки в грузинскую армию незначительного количества материальных средств, включая аппаратуру связи, легкое вооружение, боеприпасы и транспортные средства. Но Георгий Барамидзе, председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии, говорит, что Соединенные Штаты обещали поставить "всю необходимую технику, вооружение и снаряжение" для противоповстанческих формирований.
Российская реакция на эти новости была также быстрой и несколько зловещей. Она следовала знакомому стилю: г-н Путин в своем публичном заявлении слегка пожурил Вашингтон, говоря, что план "не является трагедией" для России. Его подручные загнали нож глубже в тело. Один газовый концерн, имеющий тесные связи с Кремлем, объявил, что приостановит поставки топлива Тбилиси.
Дмитрий Рогозин, председатель думского комитета по международным делам, предсказал, что американское вмешательство спровоцирует развал Грузии. "Любые акции, не скоординированные с Россией, главным гарантом единства Грузии, могут привести к серьезной активизации сепаратистских движений по всей Грузии", - сказал он. Один такой сепаратистский регион - Абхазия, которая с российской военной помощью вырвалась из-под контроля Тбилиси в 1992 году - незамедлительно объявил, что будет стремиться к ассоциированному статусу с Россией.
Подобные недобрые слухи тревожат западных наблюдателей, которые отмечают, что у России имеются солидные возможности для осуществления подрывной деятельности в Грузии. Россиян обвиняют в участии в большинстве из многочисленных попыток убить или сместить г-на Шеварднадзе. Москва это отрицает. Кремль озлоблен тем, что его принуждают вывести российские войска с крупных военных баз в этой стране, и взбешен открытыми симпатиями Грузии к чеченским повстанцам, многие из которых нашли убежище в Панкисском ущелье.
Официальные лица США утверждают, что "скромная" программа позволит укрепить безопасность России, уничтожив международных террористов и банды уголовников, которые действуют рядом с границей России. Официальные лица отмечают также, что подготовка в вопросах безопасности несет много сопутствующих выгод для российских политиков. Когда Соединенным Штатам перед началом афганской операции, к примеру, было нужно развернуть передовые базы, их маленькие программы в Средней Азии - вроде подготовки к противоповстанческим действиям в Киргизстане - позволили им просунуть ногу в дверь. Программа для Грузии позволяет американским войскам обосноваться в дружественной стране, всего в какой-то тысяче километров к северу от страны, которую Вашингтон воспринимает очень серьезно - Ирака. Вот так "ничего особенного"!?