Президент США, поставив интересы внутренней политики выше принципов свободной торговли, ввел сроком на три года дополнительные тарифы, достигающие 30%, и квоты на импорт различной сталелитейной продукции. Этот шаг может иметь далеко идущие экономические последствия.
Цель объявленных Джорджем Бушем мер (George W. Bush) - облегчить жизнь низкорентабельной и обремененной долгами отечественной сталелитейной промышленности. Они поддержат крупные старые заводы в ключевых с электоральной точки зрения штатах - таких, как Западная Виржиния и Пенсильвания, - но почти не коснутся более современных предприятий, производящих высококачественную продукцию, например, нержавеющую сталь. Однако наибольший эффект эти меры принесут так называемым мини-заводам, вырабатывающим сталь из металлолома.
Пойдя на встречу требованиям американских заводов, зависящих от стальных заготовок из таких стран, как Россия и Бразилия, президент разрешил ввозить 5,4 миллиона тонн на рынок США беспошлинно, тогда как вся сталь сверх этой квоты будет облагаться 30% тарифом.
Реакция в мире на введение тарифов оказалась весьма резкой. Россия, хотя ее правительство и предприняло усилия по минимизации последствий такого шага США, пригрозила ответными торговыми акциями. МИД России предупредил, что введение импортных тарифов "может негативно воздействовать на атмосферу российско-американских отношений". Подобные угрозы прозвучали со стороны Европейского союза (ЕС), Великобритании и Японии.
Такая реакция Европы может стать прологом серьезных осложнений в трансатлантических торговых отношениях. В послании на имя Буша председатель Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi) сообщил, что ЕС готов обжаловать принятые Соединенными Штатами импортные тарифы во Всемирной торговой организации. Он также предупредил, что европейские страны могут принять ответные меры уже в ближайшие месяцы.