Вашингтон, 6 марта 2002 года. Вчера бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер (Henry Kissinger) высмеял тревогу европейцев, связанную с тем, что президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) обозначил три государства-изгоя как "ось зла", назвав эту тревогу "психиатрической". Он также выразил свое скептическое отношение к предложенному Саудовской Аравией плану прекращения арабо-израильского конфликта, хотя он назвал саму инициативу "важным событием".
Г-н Киссинджер заявил, что "согласен с духом" январского обращения г-на Буша-младшего к нации, когда президент, свалив в одну кучу Иран, Ирак и Северную Корею, назвал их "осью зла". "Когда имеешь дело со странами, которые применяли оружие массового поражения против собственного народа и против своих соседей, или со странами, которые используют убийства и терроризм, или со странами, которые практикуют взятие заложников и поощряют террористические группировки, можно ли в таком случае выжидать, когда что-то случится, или же следует предпринять упреждающие или предотвращающие действия? Я думаю, это важный вопрос, а реакция кое-кого из наших союзников является психиатрической. Они анализируют наши мотивы, но они не отвечают на этот вопрос. А этот вопрос решить необходимо", - сказал г-н Киссинджер на завтраке в Национальном пресс-клубе.
Бывший государственный секретарь, уроженец Австрии, сказал, что он, быть может, не стал бы использовать фразу "ось зла", если бы писал президентскую речь, но он шутливо заметил, что переводит с немецкого, когда говорит по-английски. Во время второй мировой войны Германия, Италия и Япония были известны как "Ось".
Жесткая позиция г-на Буша-младшего по Северной Корее, Ираку и Ирану обозлила ряд европейских лидеров. Французский министр иностранных дел Юбер Ведрин (Hubert Vedrine) сказал, что это позволяет говорить об "упрощенной" внешней политике, а комиссар Евросоюза по международным делам Крис Паттен (Chris Patten) обвинил администрацию Буша-младшего в унилатерализме ("унилатерализм" - политика односторонних действий - прим. пер.) и империализме.
Г-н Киссинджер, выступление которого ознаменовало 30-ю годовщину его переговоров об основе американо-китайских взаимоотношений, результатом которых стало так называемое "Шанхайское коммюнике", ответил также на вопросы по темам, включающим отношение европейских стран ко второму этапу войны Вашингтона с терроризмом и Ближний Восток. Он поставил под сомнение полезность мирной инициативы кронпринца Абдаллы (Abdullah), фактического правителя Саудовской Аравии, который в прошлом месяце предложил, чтобы арабские страны полностью восстановили отношения с Израилем, если еврейское государство уйдет со всех арабских земель, которые оно оккупирует с момента окончания войны 1967 года.
"Может ли это конкретное предложение привести к решению? Не думаю, - сказал он. - Я не считаю, что после всего того, что произошло в последние 18 месяцев и после начала (1993 год) процесса Осло имеет смысл вести речь об окончательном решении палестинской проблемы. Мысль о том, что можно достичь договоренности, которая затем навечно или, по крайней мере, на неопределенное время будет определять состояние мира - я просто не верю, что это возможно". Однако он сказал, что тот факт, что Саудовская Аравия "по собственной инициативе выдвинула предложение о нормализации отношений между Израилем и арабским миром, является важным событием". Это нечто, чего данное королевство никогда ранее не делало.
Г-н Киссинджер, чья челночная дипломатия на Ближнем Востоке в период 1970-х годов вошла в легенду, рекомендовал "промежуточное соглашение о сосуществовании, которое предусматривает образование Палестинского государства" с четко очерченными границами и правилами поведения. "После того, как жизнь снова станет более или менее нормальной, можно будет заняться окончательным решением проблем", - сказал он.
Г-на Киссинджера попросили, кроме того, ответить на обвинения в его адрес автора Кристофера Хитченса (Christopher Hitchens), который утверждает, что поведение г-на Киссинджера в годы войны во Вьетнаме равноценно военным преступлениям. Г-н Киссинджер сказал, что не видит необходимости отвечать английскому писателю, но что подобные обвинения "подрывают саму концепцию военных преступлений".
"Я служил в период огромной внутренней драмы, где серьезные люди по обе стороны пришли к разным выводам, - сказал г-н Киссинджер, который служил советником президента Никсона (Nixon) по национальной безопасности перед тем, как в 1973 году стать государственным секретарем США. - Причислять эти разногласия путем искажения фактов и вырванных из контекста цитат к военным преступлениям значит в действительности возбуждать вендетту как национальный диалог". Далее он отметил: "Есть преступления против человечества, с которыми следует разобраться, но, если это делается такими методами искажения, вне контекста, тогда это в сущности наносит поражение тому самому делу, которому автор якобы служит".