Американцы начали войну после атак 11 сентября. Однако они начали и еще кое-что не менее важное и гораздо более показательное: они начали работать. Начинающееся экономическое восстановление подтверждает этот факт, который приведет в замешательство друзей нашей страны, ее противников и всех остальных.
Экономика Соединенных Штатов быстро справилась с шоком и неопределенностью, последовавшими после 11 сентября. Она переживает подъем после шести месяцев спада, обвала фондовой биржи и всеобъемлющей национальной трагедии. Возможность Америки применять высокие технологии не только при ведении войны, но и при создании материальных благ снова становится вполне очевидна для всех. А некоторые видят в этом также и угрозу.
Вооруженные силы Соединенных Штатов поразили мир новым проявлением подавляющего военного превосходства и новым проявлением безжалостности в Афганистане. Европа неожиданно поняла, что ее планы создания автономных вооруженных сил ничего не стоят. Россия и Китай стали пытаться использовать американскую мощь для достижения своих целей, а не противостоять ей. Япония продолжает пребывать в длящемся уже около десяти лет экономическом и политическом упадке.
Новые данные об американской производительности и неожиданно высокие показатели производства, строительства и потребительских расходов дают основание надеяться на 4-х процентный рост в первые три месяца 2002 года. Этому предшествовал более скромный рост в четвертом квартале 2001 года. По сдержанным оценкам Федеральной резервной системы, в текущем году произойдет 3-х процентный рост, однако весьма вероятно, что он может быть и больше.
Вопреки проблемам с "Энроном" и продолжающейся безработице, американские предприниматели и рабочие стремятся выполнить в экономической сфере того, что американские летчики и солдаты делают на военной арене: они намерены увеличить разрыв между уровнем своей производительности и уровнем производительности Европы, Японии и остального мира до недостижимого размера. Не только высокоточное оружие, но и высокоточное оборудование будет способствовать доминированию Америки над миром в начале 21 века.
Не сгущаются ли какие-либо туча на этом горизонте? Да, это так, и одна из этих туч уже проявляется в жалобах и протестах, высказанных в европейских столицах по поводу обращения Вашингтона со своими ближайшими союзниками как с "сателлитами" и по поводу готовности предпринимать решительные действия против Ирака. Беспокойство и деструктивное соперничество усилятся, если европейцы и японцы придут к выводу, что Америка может освободиться от циклической зависимости, существовавшей после второй мировой войны, в соответствии с которой их экономики испытывали подъем, когда благосостояние США ухудшалось, и наоборот.
Именно этот увеличивающийся экономический разрыв, а так же ресурсы, которые в результате получают Соединенные Штаты на увеличение разрыва в военной сфере, и является настоящей дестабилизирующей силой в сегодняшних трансатлантических отношениях. И эта проблема должна быть встречена лицом к лицу, а не должна запрятываться в бессмысленных проявлениях неудовольствия "консультациями".
Я привожу эти свежие примеры позитивных тенденций в экономике США не для того, чтобы порадоваться факту однополярного мира с Америкой во главе, а для того, чтобы предупредить о политических опасностях, которые он сулит. Перед Соединенными Штатами сегодня стоит задача использования своей мощи не для доминирования над миром, а для управления им - в идеале творчески и с позиций общих целей. Гораздо легче доминировать, однако необходимо действовать так, как будто эта мысль никогда не приходила в голову.
Администрации Буша должна больше работать над таким способом управления альянсом. Безжалостное обращение полезно при общении с врагами на поле боя. Оно непродуктивно при общении с союзниками по вопросам окружающей среды, правилам торговли или стратегической стабильности.
Самая большая туча надвигается из-за границы. В настоящее время Соединенные Штаты импортируют капитал, равный 4,5 процентам своего валового национального продукта, получая в качестве инвестиций и других средств 450 миллиардов долларов США в год из заграничных источников. Приток капитала, необходимый для экономического восстановления, скорее всего продолжится, если только мир не поймет, что администрация Буша плохо руководит экономикой страны и проводит неправильную внешнюю политику.
Есть ряд легких шагов, которые Соединенные Штаты могут предпринять для того, чтобы смягчить окраску унилатерализма (склонности к односторонним действиям - прим. пер.), приклеившуюся к их внешней политике. Администрация Буша должна немедленно объявить о своем намерении вновь вступить, например, в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры). Ее новый генеральный директор Коиширо Мацуура (Koichiro Matsuuro) вернул располагающуюся в Париже Организацию к выполнению ее изначальных задач, и ведет борьбу с коррупцией, раздутыми штатами и другими недостатками, из-за которых Соединенные Штаты вышли из ЮНЕСКО в 1984 году. Более того, любые серьезные попытки сдержать религиозный экстремизм, распространяющийся в школах Ближнего Востока и Азии, требуют опыта и политического прикрытия ЮНЕСКО.
Гибкое отношение Соединенных Штатов к взаимоотношениям России с НАТО, к сокращению использования Соединенными Штатами энергии в рамках документа - преемника Киотского протокола и к помощи развивающимся странам также покажет, что американцы не превратились вдруг в доминирующую элиту, настроенную действовать во всех сферах на свое усмотрение. Чем более вероятным кажется доминирование, тем активнее Вашингтон должен показывать другим - и себе, что оно (доминирование) не является желанным.