Женева. Бывший кремлевский управляющий должен будет заплатить штраф в 300 000 швейцарских франков за отмывание денег. Это решение генерального прокурора Бернара Бертоссы (Bernard Bertossa) обсуждалось с представителями защиты. И протеста, похоже не будет подано
Дух соглашения витает в воздухе с тех пор как женевская следственная палата отложила на неопределенный срок судебное заседание, призванное вернуть дело Бородина в колею следствия. И эта идея материализовалась в понедельник в четырех обвинительных приговорах, вынесенных генеральным прокурором Бернаром Бертоссой. Бывший кремлевский управляющий должен будет выплатить штраф в 300 000 швейцарских франков за отмывание денег. Два финансиста и адвокат должны будут, в свою очередь, внести штрафы в 20 000 и 30000 франков плюс сумму эквивалентную сумме незаконного дохода.
Человек слова и принципа, великий декоратор коридоров ельцинской власти уже получил некоторые преимущества и обязательства, связанные с этим соглашением. В частности, не разглашать информацию о соглашении до завершения срока подачи жалобы. Согласно обвинительному заключению, Павел Бородин признан виновным в отмывании денег через заключение двух контрактов о ремонтных работах при посредстве фирмы "Mercata". Исполнение контракта сопровождалось возвратом покупателю части уплаченной им суммы, что засвидетельствовано документом о выплате 62 миллионов долларов комиссионных, более половины этой суммы получил управляющий и его семья. В решении суда не упомянут раздел, касающийся отделки президентского самолета, сумма которой была завышена втрое. Не упомянуты ни отделка самолета, по вопросу о которой российская сторона обратилась за помощью к швейцарской, ни договоры с фирмой "Mabetex". Это судебное решение выгодно главе этой фирмы Беджету Пакколи (Behgjet Paccoli), поскольку невозможно доказать, в отсутствие сотрудничества с российскими судебными властями, наличие связи между заключением договоров и выплатой сумм. Не будем забывать и о делах "минувших дней". Своевременное закрытие дела выгодно и для главы "Mercata", Виктора Столповских, который не явился на слушание своего дела и с тех пор скрывается на родине, откуда его экстрадиция невозможна. Не столь уверенно чувствуют себя сотрудники отделения "Mercata", адвокат и финансисты, создавшие структуры, призванные скрыть дачу взяток, - они отделались штрафом.
Подписание приговоров, похоже, знаменует конец следствия, начатого в июне 1999 года. Досье по делу включает в себя 210 разделов, 25 из которых содержат так называемые "основные" документы. Когда в октябре прошлого года дело было передано в ведение генерального прокурора, защита объявила о своем намерении ходатайствовать о снятии показаний в России с множества свидетелей и лиц, способных подтвердить соответствие операций букве закона. Вместо того, чтобы продолжать этот бой в следственной палате, исход которого был неясен, похоже, стороны предпочли собраться за круглым столом для подписания соглашения. И хотя адвокаты Бородина Доминик Понсе (Dominique Ponce), Винсен Солари (Vincent Solari) и Робер Ассаель (Robert Assaеl) говорят "о возможном обжаловании штрафа в полицейском суде", весьма вероятно, что дело так и останется лежать там.
Павел Бородин приговорен к выплате штрафа в 300 000 швейцарских франков за отмывание денег. Это уже немало, если вспомнить, что максимальная сумма штрафа для самых тяжких преступлений, взимаемого, когда преступник действует в рамках криминальной организации, составляет 1 миллион швейцарских франков. Благодаря этому решению, бывший кремлевский управляющий избавляется от дурной рекламы, равно как и от риска, связанного с процессом. Наконец, он возвращает себе 5 миллионов долларов, уплаченных в залог за его временное освобождение. Исход процедуры, по мнению адвокатов, "свидетельствует о слабости обвинения, которое упало духом". И если бывший функционер, назначенный секретарем Союза России и Белоруссии, согласится с обвинением, то исключительно в целях "заключения мира". Поскольку, как дают понять адвокаты, он по-прежнему все отрицает. Это мнение, конечно, не разделяет Бернар Бертосса, очевидно заинтересованный в завершении дела до истечения своего мандата. "Впервые в истории современной России, один из ее руководителей осужден, хотя бы и только оштрафован", - отмечает судья. Это решение позволяет избежать неприятных последствий, в связи с проблемами, возникшими по ходу следствия. Первое и главное препятствие: отсутствие сотрудничества со стороны Москвы. Женевское правосудие вынуждено было преследовать бывшего функционера, обвиняемого в отмывании денег, преступлении, нанесшем ущерб государству, которому, однако, похоже, не на что жаловаться, более того, которое заявляет, что его интересы не задеты. Это препятствие, которое следственная палата расценивало как непреодолимое, привело к быстрому снятию ареста с банковских счетов, и сверхбыстрому освобождению из-под стражи Павла Бородина, который был экстрадирован из Соединенных Штатов. Кроме того, если бы это дело было заслушано перед трибуналом, исход его был бы неясен как для защиты, так и для обвинения.