Собираются кавказские воины. Они вырастают как привидения из ущелий и тихих долин, выползают на исходе времени из деревень. Братья Шамиля. От берегов Аджарии до стен Баку, от вершин Дагестана и до склонов Кахетии - везде слышен их призыв, который никогда не смолкает и никогда не смолкнет. Это призыв к свободе. С прибытием американцев в грузинскую столицу Тбилиси волшебству этих легенд приходит, судя по всему, конец. Мифы покрывает пыль реальной жизни. Боевики "Аль-Каиды" в грузинском Панкисском ущелье! Афганские террористы в Абхазии! Ось террора, которая проходит по Кавказу! Тех, кого раньше называли бойцами, партизанами и бойцами сопротивления, называют теперь террористами.
Собираются ли сюда американцы в качестве миротворцев? Или борьба против террора нужна им в качестве оправдания того, чтобы клеймить позором любого грузина и любого кавказца, который не желает повернуться в сторону Запада? Укротить Кавказ пытались уже многие. Монголы, турки, персы и, наконец, Россия, потерпели неудачу. Завоеватели приходили и уходили, оставался миф о воле к свободе и славном героев, таких, как дагестанец Шамиль, который объединил кавказские народы в борьбе против России. Могли измениться времена и режимы, но не изменились черты идентификации: моя семья, моя деревня, моя страна.
Последние десять лет Грузия находится в состоянии войны, которая не так ожесточенна, чтобы впечатлять остальной мир, и не так безобидна, чтобы могли покоиться мертвые, а живые спокойно жить. Когда не стало социалистического принуждения, и каждый получил право идти своей дорогой, раздробление стран и переселение целых народов, проведенные при Сталине, показало себя как коварный и мастерски исполненный план. Из-за пограничных споров соседи стали смертельными врагами. Одна из травм, корни которой в прошлом времени, - война за Карабах между Арменией и Азербайджаном, другая - Грозный. У Грузии свои собственные раны, которые она не устает зализывать: Абхазия, Осетия, Аджария.
Вся эта борьба не принесла свободы - только смерть и разрушения. Погибли полмиллиона чеченцев и тысячи русских. На Кавказе более одного миллиона беженцев. Родина, по кавказским поверьям - место, где родилась душа, для многих окончательно утрачена.
Легендами во все эти годы были одновременно и спасение, и разрушение. Традиции, гордость, национальные чувства - это была душа, которая позволяла держаться, когда все рушилось в результате экономических кризисов и коррупции. Одновременно это были оковы, которые препятствовали примирению. Во имя этой любви к родине разгорались войны и конфликты, на фоне этих конфликтов "свобода" стала ложным понятием.
То, что Москва во все эти годы не смягчала, что касается Кавказа, своей хватки, имеет различные причины. Одна из них - глубоко укоренившийся страх перед "черными", как называют кавказцев. Другие - ущемленное тщеславие, властные игры, нефть и газ, выход к Черному морю и буферная зона с Востоком. Когда окраинные районы Грузии, откололись? как льдины от берега, это стало не только на руку русским, они сами приложили немало сил для подогревания конфликтов.
И вот теперь соотношение сил изменилось. Если до сих пор на Кавказе можно было видеть лишь тень сверхдержавы по имени США, то теперь она стоит лицом к лицу с русскими. Но Кавказ не может в какой-то своей части принадлежать русским, а тем более американцам. Только тогда, когда идея общего и своего собственного правового и интеллектуального пространства сможет послужить моделью будущего мира, призыв к свободе на Кавказе не будет вызывать свирепого рыка.