Премьеры Польши, Литвы и России беседуют в Калининграде о будущем этого российского анклава после вступления окружающих его государств в Европейский Союз. Одна из тем - визы для жителей области.
Хозе Мария Азнар (Jose Maria Aznar) глава правительства Испании, которая сейчас осуществляет руководство в ЕС, призвал соседей Калининградской области к проведению "эластичной политики". "Я уверен, что можно найти какое-то решение", - сказал он в Вильнюсе на совместной пресс-конференции с премьером Литвы Альгирдасом Бразаускасом (Algirdas Brazauskas). При этом он добавил, что не может быть никаких исключений из визовых правил, действующих в союзе.
Премьер Бразаускас также подчеркивал, что отказ от виз не входит в расчеты, но следует обсуждать виды этих виз и места их выдачи.
Эвальдас Игнатавичюс (Evaldas Ignataviczius), заместитель министра иностранных дел, председатель Совета сотрудничества Литвы и Калининградской области подчеркивал, что исключительно от Москвы зависит, будет Калининград изолирован или нет после вступления Литвы и Польши в союз. "Мы заинтересованы в развитии этой области, в модернизации пограничных переходов, совершенствованием инфраструктуры, во введение соответствующей визовой системы", сказал он.
Границы области с Литвой ежегодно пересекают почти 4 миллиона человек. "Мы будем стремиться к созданию максимально благоприятных условий. Мы хотим ввести дешевые визы или многократные", - заверял литовский замминистра.
Тем временем из Брюсселя поступает информация о том, что Россия не реагирует на прагматичные предложения Европейской Комиссии и настаивает на своих требованиях сохранить безвизовое движение. Другим выходом могло бы стать создание коридора, по которому жители анклава могли бы перемещаться без виз и через который ходили бы опечатанные и никем не контролируемые поезда.
ЕС намерен настаивать на введении визового режима и не хочет отказываться от контроля за транзитом.
Чиновники Европейской Комиссии предостерегают Польшу и Литву от заключения каких-либо двусторонних соглашений с Россией. "Только в качестве союза мы являемся для России соответствующим сильным партнером", - аргументируют они.
MT-O, AFP, PAP
Анализ: ПОМНИМ О СТАВКЕ
Спустя неполных два месяца после визита Владимира Путина в Варшаву в Калининграде встречаются премьеры Лешек Миллер и Михаил Касьянов, министры иностранных дел Владимир Чимошевич и Игорь Иванов, а также руководители межправительственной комиссии - вице-премьер Марек Поль и российский министр транспорта Сергей Франк. После "политического открытия", совершенного на высшем уровне президентами Польши и России, обе стороны заинтересованы в поддержании постоянных и по-возможности интенсивных контактов.
В предыдущие годы именно этого не хватало больше всего: политики декларировали очередной "перелом" в польско-российских отношениях, провозглашали новые "исторические" инициативы, после чего обо всем столь же быстро забывали. Теперь должно быть по-другому. Есть шанс, что будет предпринята хотя бы попытка перевода политических деклараций на язык конкретики.
Это важно хотя бы потому, что нерешенными остаются все самые трудные и наиболее спорные проблемы в наших отношениях: драматический дефицит в польском торговом обороте с Россией, вопрос о газовых соглашениях, соглашение о взаимной защите инвестиций и, наконец, а может быть прежде всего - проблема будущего Калининграда.
Этот вопрос является предметом переговоров как в ходе встречи премьеров Миллера и Касьянова, так и в трехсторонней формуле с участием главы литовского правительства Альгирдаса Бразаускаса. Москва не скрывает, насколько она заинтересована в том, чтобы "выторговать" привилегированный статус для области после того, как она превратится в отрезанной от остальной России анклав в результате вступления Польши и Литвы в Европейский Союз.
Стратегия Москвы проста. Не будучи в состоянии договориться о выгодных для себя решениях непосредственно с Брюсселем, она будет пытаться получить то же самое от Варшавы и Вильнюса, чтобы затем включить эти проблемы в наши переговоры о членстве в союзе. В этом контексте следует также читать заверения союзных чиновников о том, что без нашего участия Брюссель не будет вступать ни в какие переговоры с Москвой о создании на территории Польши и Литвы коммуникационных "коридоров", а также повторяемые ими призывы не брать на себя никаких обязательств, которые бы противоречили общему для всех членов ЕС законодательству. Иначе говоря, проблема Калининграда может быть урегулирована комплексно лишь после завершения Варшавой и Вильнюсом переговоров о членстве в ЕС.
Следует ли из этого, что мы вообще не должны разговаривать о Калининграде? Ничего подобного. Существуют десятки вопросов, существенных для жителей области и приграничных районов, которые нужно не только обсуждать, но и решать. Но только в соответствии с принципами союза, в котором мы ведь должны все-таки оказаться. При этом следует все время помнить о ставке в этой игре, а также о том, что Калининград - это еще не вся Россия. И , как правильно писал Бартош Чихоцкий в еженедельном издании "Тыгодник повшехны", нельзя концентрировать нашу экономическую активность в России почти исключительно на одной области - Калининградской.
Славомир ПОПОВСКИЙ