Вашингтон. - Администрация Буша предписала министерству обороны США разработать планы применения ядерного оружия на случай непредвиденных обстоятельств против по меньшей мере семи стран и приступить к созданию ядерного оружия, которое предполагается использовать в определенных боевых ситуациях, об этом стало известно из секретного доклада Пентагона, попавшего в распоряжение the Los Angeles Times.
В секретном докладе, представленном 8 января 2002 года в Конгрессе США, говорится, что Пентагон должен быть готов к применению ядерного оружия против Китая, России, Ирака, Северной Кореи, Ирана, Ливии и Сирии. Там же указывается, что это оружие должно применяться в ситуациях трех типов: против целей, неуязвимых для атак с применением неядерного оружия; во ответ на атаки с использованием ядерного, биологического и химического оружия; или "в случае внезапных военных акций". Копия этого доклада попала в руки военного аналитика Уильяма Аркина (William Arkin), сотрудничающего с the Los Angeles Times.
Официальные лица давно признавали, что детально разработанные планы ядерного нападения на Россию существуют. Тем не менее, по словам аналитиков, доклад "О состоянии ядерного потенциала США" впервые предоставляет возможность ознакомиться с официальным списком стран-потенциальных целей для нападения с использованием ядерного оружия. По мнению некоторых аналитиков, публикация деталей этого документа может вызвать серьезную реакцию со стороны правительств стран, перечисленных в официальном списке.
"Это как динамит, - считает Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione), эксперт по ядерным вооружениям из фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне. - Могу себе представить, что эти страны будут говорить в ООН".
Сторонники контроля за ядерными вооружениями считают, что директивы доклада, касающиеся разработки ядерного оружия меньшей разрушительной силы может означать, что администрация Буша намерена игнорировать табу на использование ядерных вооружением за исключением случаев, когда такое решение является крайним средством. Они предупреждают, что подобные шаги способны опасным образом дестабилизировать положение в мире, поскольку могут побудить другие страны к разработке ядерных вооружений.
"Они предпринимают отчаянные попытки найти новые способы применения ядерного оружия, в то время как его использование должно быть сведено к сдерживанию, - говорит Джон Исаакс (John Isaacs), президент Совета за мир, пригодный для жизни. - Это очень и очень опасные попытки┘ Дух доктора Стрэйнджлава (Dr. Strangelove) все еще живет в Пентагоне".
Однако некоторые аналитики-консерваторы настаивают на том, что Пентагон должен быть готовым к любым непредвиденным ситуациям, особенно сейчас, когда десятки стран и ряд террористических организаций разрабатывают секретные программы по производству ядерного оружия.
Они утверждают, что ядерные вооружения меньшей разрушительной силы могут играть важную сдерживающую роль, поскольку потенциальные агрессоры вряд ли верят, что США применят многокилотонное ядерное оружие, которое может опустошить прилегающие территории и нанести вред дружественным странам.
"Нам нужно надежное средство сдерживания против режимов, причастных к террористической деятельности и разработке оружия массового поражения", - говорит Джек Спенсер (Jack Spencer), военный аналитик из Heritage Foundation в Вашингтоне. По его мнению, содержание доклада не удивило его и представляет собой "правильный путь развития ядерного потенциала в период после "холодной войны"".
Представитель Пентагона Ричард Макгро (Richard McGraw), отказался от комментариев, поскольку документ является секретным.
Конгресс США потребовал новой оценки состояния ядерного потенциала США в сентябре 2000 года. Последнее исследование в этой области было проведено в 1994 году администрацией Клинтона. Новый доклад, подписанный министром обороны США Дональдом Рамсфельдом (Donald H. Rumsfeld), в настоящее время используется Стратегическим командованием США для разработки нового плана ведения ядерной войны.
Официальные представители администрации Буша на публике говорили только о деталях доклада "О состоянии ядерного потенциала США". При этом они публично подчеркивали, ссылаясь на некоторые места доклада, что администрация намерена в меньшей степени полагаться на ядерные вооружения.
Поскольку аналогичный документ, составленный при Клинтоне, также засекречен, постольку оба доклада нельзя сравнить между собой, чтобы обнаружить какие бы то ни было специфические отличия. Тем не менее, военные эксперты считают, что последний доклад представляет собой отход от политики администрации Клинтона в этой области.
Американские политики не раз подчеркивали, что США не будут применять ядерное оружие против неядерных государств, исключая случаи, когда последние сотрудничают с ядерными державами. Они также недостаточно ясно высказывались относительно того, будут ли США применять ядерное оружие в ответ на нападения с использованием химического или ядерного оружия.
В докладе говорится, что Пентагон должен быть готов к применению ядерного оружия в арабо-израильском конфликте, в войне между Китаем и Тайванем и при нападении со стороны Северной Кореи. Оно может также понадобиться в случае если Ирак атакует Израиль или другого соседа.
Здесь же говорится о том, что Россия более не является официальным "врагом", но наряду с этим признается, что эта страна располагает огромным ядерным арсеналом, насчитывающим около 6000 ядерных боеголовок и, вероятно, 10000 единиц ядерных вооружений меньшей разрушительной силы, который по-прежнему вызывает беспокойство.
Официальные лица не раз говорили о преимуществах применения ядерного оружия для разрушения военных комплексов, размещенных в глубоких тоннелях и пещерах. Такие комплексы строят многие страны, особенно после войны в Персидском заливе 1991 года. По их словам, ядерное оружие способно генерировать мощные толчки, разрушающие хорошо укрепленные бункеры глубокого залегания.
Они же утверждают, что мощные ядерные вооружения обладают таким количеством побочных разрушительных эффектов, начиная со взрыва и заканчивая значительным повышением температуры и радиацией, что сами "сдерживают" свое применение. По их мнению, Пентагон должен располагать "всем спектром средств сдерживания" - иными словами широким спектром вооружений, которые могут быть применены против вероятного противника.
Пентагон активно планирует применение тактического ядерного оружия, начиная с 1970 года, но в течение двух последних десятилетий отказался от идеи его использования.
По мнению аналитиков, фраза "в случае внезапных военных акций", содержащаяся в докладе, отражает опасения Пентагона, что государства-изгои или террористы могут применить абсолютно новое оружие, превосходящее оборонительный потенциал обычных вооружений США.
Администрация Буша предложила сократить на две трети арсеналы наступательных ядерных вооружений до 1700-2200 боеголовок в течение 10 лет. Официальные лица также говорили о намерении использовать обычные вооружения точного наведения в ряде операций, которые прежде планировалось осуществлять с использованием ядерного оружия.
Тем не менее критики утверждают, что доклад противоречит заявлениям о том, что администрация Буша намерена от роли ведущей ядерной державы.
"Это означает, что ядерные вооружения превращаются из средства предотвращения войн в средство для их ведения", - считает Циринционе.