Вашингтон. - Куда идут США в войне против терроризма? Перед нами стоит ряд нерешенных вопросов: мы установили новое правительство в Афганистане, стабильность которого, правда, сомнительна, мы не смогли расправиться в Аль-Каидой, а местонахождение бен Ладена по-прежнему остается тайной за семью печатями.
Мы вновь возобновили атаки на горные убежища Аль-Каиды и Талибана и даже используем наземные войска. Тем не менее, администрация Буша демонстрирует признаки беспокойства, выискивая новые цели для нападения.
Администрация Буша уже обратила свои взоры на Филиппины, где американские войска оказывают помощь правительству этой страны в преследовании 60 террористов. Она также отправила в бывшую советскую республику Грузию вертолеты и военных инструкторов. Это потребовало переоценки политики по отношению к Чечне, которая граничит с Грузией, причем прежде США осуждали военные действия России в этой стране.
Кроме Филиппин и Грузии есть еще так называемая "ось зла" - триада, состоящая из Ирака, Ирана и Северной Кореи, которые президент Буш подверг критике в своей речи, обращенной к нации. Явным фаворитом этой группы Белый дом считает Ирак. Главная вина стран, входящих в эту группу - неразборчивая продажа оружия массового поражения и технологий его производства. Китай производит столько же, а, возможно, и больше оружия массового поражения, чем любая из стран "оси зла", тем не менее, Буш, как мы знаем, во время визита в Пекин ни разу не коснулся этой темы. Здесь присутствуют двойные стандарты: Китай более важен в стратегическом отношении.
Джордж Тенет (George Tenet), директор ЦРУ, выделил еще одну группу стран, в которую входят Колумбия, Турция и Палестина/Израиль. Проблема Колумбии не столько терроризм сам по себе, сколько гражданская война, которая ведется вот уже в течение 38 лет с применением террористических тактик. Для Белого дома этого оказалось достаточно, чтобы вычеркнуть Колумбию из списка. Турция, похоже, справляется с проблемой без помощи извне. В Палестине террористов можно отличить от правительства только по применяемой тактике, а в Израиле террористы по преимуществу являются агентами правительства. Наконец, Главнокомандующий Центрального командования Вооруженных Сил США генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks), предложил добавить в список Йемен, где террористы совершили нападение на эсминец США 'Cole'.
Как определить терроризм? Нападения, совершенные 11 сентября, удовлетворяют любому определению этого понятия. А что можно добавить еще? Стоит ли сводить определение терроризма к использованию или угрозе использования оружия массового поражения? Но такого оружия нет на Филиппинах, в Грузии, Колумбии, Турции или Йемене. Или же в определение нужно добавить саботаж, убийства, поджоги и массовые беспорядки на улицах? В каждом отдельном случае возникают подвопросы, требующие уточнения понятия "терроризм", поскольку здесь идет речь как о явных терактах (например, отравление системы канализаций Нью-Йорка), так и о преступлениях, подпадающих под компетенцию местных полицейских властей (например, поджог дома как акт мести).
Буш призвал все страны, мира определить свои позиции в этой войне: "Кто не с нами, тот против нас". Во времена "холодной войны" государственный секретарь США Джон Фостер Даллес (John Foster Dulles) считал нейтралитет аморальной позицией. Это так называемое черно-белое видение мира. Во времена Джона Фостера Даллеса и в течение последующих трех десятилетий подобная стратегия привела к тому, что США стали поддерживать одиозные правительства просто потому, что те проводили антикоммунистическую политику, и поставлять обычные вооружения в те страны, которые, по их мнению, были достойны этого. Часть этого оружия в настоящее время используется против нас.
На самом деле мир не является черно-белым и включает целую гамму серых оттенков. Большинство стран придерживаются именно такой точки зрения. Многие страны, которые поддержали действия США по следам событий 11 сентября, включая наших союзников, вряд ли пойдут дальше этого, особенно в том случае если речь идет об обязательствах, допускающих изменения. Поэтому США надлежит вести консультации со своими союзниками, исключив из них принцип "кто не с нами, тот против нас".
Министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) заявил, что властям США необходимо содействовать тому, чтобы мир стал дисциплинированным - данная рекомендация может иметь самые опасные последствия, поскольку Америка может превратиться в мирового жандарма, непрестанно вмешивающегося в дела других стран.
Президент Буш предупредил американцев о том, что война против терроризма будет долгой и трудной, но в то же время не потребовал введения никаких мер, кроме усиления мер безопасности внутри страны. Пока эти меры в основном приносят неудобства при воздушных перелетах и посещении государственных зданий, доступ в которые существенно ограничен. Напротив, президент призвал население США тратить больше денег для преодоления экономической рецессии.
Все это не похоже на политику, призванную объединить нацию, скорее эти меры направлены на то, чтобы избежать паники. Это достаточно странный путь ведения войны.
Пэт Холт - экс-глава комиссии по международным отношениям Сената США