Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Секретный план использования ядерного потенциала США

Доклад ╚О состоянии ядерного потенциала США╩ дает возможность заглянуть в жутковатый мир стратегов ядерных войн

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Буша в секретном докладе, составленном в начале этого года, поставила задачу перед Пентагоном разработать планы использования ядерного оружия на случай возникновения непредвиденных обстоятельств против, по крайней мере, семи стран, в число которых вошли не только Россия и так называемая ╚ось зла╩ - Ирак, Иран и Северная Корея √ но и Китай, Ливия и Сирия

Вашингтон. - Администрация Буша в секретном докладе, составленном в начале этого года, поставила задачу перед Пентагоном разработать планы использования ядерного оружия на случай возникновения непредвиденных обстоятельств против, по крайней мере, семи стран, в число которых вошли не только Россия и так называемая "ось зла" - Ирак, Иран и Северная Корея - но и Китай, Ливия и Сирия.

Кроме того, министерству обороны США было указано учесть возможность применения ядерного оружия в арабо-израильском кризисе в случае возникновения необходимости в этом. Наряду с этим оно должно было разработать планы использования ядерного оружия как на случай химической или биологической атаки, так и на случай "внезапных военных акций", характер которых не был оговорен в докладе специальным образом.

Эти и другие директивы, включая требования разработки противобункерных мини-ядерных ракет и ядерного оружия, обладающего минимизированным побочным действием, содержатся в секретным докладе "О состоянии ядерного потенциала США" (Nuclear Posture Review), который был представлен в Конгрессе США 8 января 2002 года.

Как и все документы подобного рода, составленные начиная с зари атомного века, начавшегося полвека назад, доклад "О состоянии ядерного потенциала США" дает возможность заглянуть в жутковатый мир стратегов ядерных войн: с упорством, достойным доктора Стрэйнджлава (Strangelovе), они подробно рассматривают все мыслимые ситуации, которые могут потребовать применения ядерного оружия, но при этом надеются, что подобные ситуации никогда не возникнут.

В этой суперсекретной области всегда можно было обнаружить несогласованность дипломатических целей Америки, состоящих в стремлении к сокращению ядерного оружия и предотвращению распространения оружия массового поражения, с одной стороны, и ее военных императивов, ориентированных на подготовку к непредсказуемым ситуациям, с другой стороны.

Тем не менее, план администрации Буша идет вразрез с почти двадцатилетней тенденцией, согласно которой ядерное оружие было низведено в категорию последнего средства, подлежащего применению в крайнем случае. Она также по-новому определила обязательства в сфере ядерных вооружений в терминах, на которых лежит печать событий 11 сентября.

Так или иначе, документ, продолжающий оставаться секретным, позволяет проследить эволюцию взглядов ядерных стратегов министерства обороны США, которым руководит Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld).

Наряду с занижением угрозы со стороны России и публичными клятвами в верности обязательствам по сокращению ядерного оружия дальнего радиуса действия стратеги министерства обороны США выступают за разработку тактического и так называемого "адаптивного" ядерного оружия, предназначенного для непредвиденных ситуаций, не требующих применения больших арсеналов ядерных вооружений.

Те же стратеги стремятся к разработке новых вооружений и систем поддержки, включая обычные вооружения, интегрированные с ядерным оружием. Конечная цель - теперь известная постафганская модель с добавлением ядерных вооружений. Он включает оружие высокой точности поражения, широкомасштабные удары, специальные и секретные операции.

Тем не менее, призыв к разработке ядерного оружия, содержащийся в докладе "О состоянии ядерного потенциала США", игнорирует как краткосрочные, так и долгосрочные политические, моральные и военные последствия преодоления ядерного порога.

При каких обстоятельствах могут быть использованы ядерные вооружения, согласно новому докладу? В нем говорится, что "они будут применяться против целей, неподдающихся атакам с использованием неядерных вооружений", "в ответ на применение ядерного, биологического и химического оружия" и в случае "непредвиденных военных акций".

Планирование ядерного удара включает признание трех видов непредвиденных ситуаций: "непосредственных, потенциальных или неожиданных". Северная Корея, Ирак, Иран, Сирия и Ливия охарактеризованы в докладе, как "страны, которые могут быть причастны" ко всем трем видам угроз. "Все эти страны в течение долгого времени враждебно относятся к США и их союзникам. Все они финансируют террористов или же предоставляют им убежище и ведут работы над программами по разработке оружия массового поражения и ядерных вооружений".

Китай ввиду наличия ядерного потенциала и "растущих стратегических целей" охарактеризован в докладе, как "страна, которая может стать источником непосредственной или потенциальной непредвиденной ситуации". В частности, в докладе говорится о возможной конфронтации по поводу статуса Тайваня, как об одном из сценариев, которые могут вынудить США к применению ядерного оружия.

Другие сценарии ядерного конфликта - нападение Северной Кореи на Южную и нападение Ирака на Израиль или его соседей.

Второй важный момент в области ядерной политики, обнаруживающийся в докладе, степень воздействия терактов 11 сентября на мышление стратегов администрации Буша. Хотя Конгресс США потребовал от новой администрации "провести полномасштабное обследование состояния ядерного потенциала США" до событий 11 сентября, окончательный вариант доклада поражает односторонней реакцией на эти трагические события.

Раньше ядерная стратегия была отделена проблем внешней политики и военного сектора. Ядерные вооружения были не просто крайним средством, они были средством, зарезервированным на случай, когда на карту будет поставлено выживание всей нации - например, на случай роковой конфронтации с Советским Союзом.

Теперь ядерная стратегия, похоже, рассматривается сквозь призму терактов, совершенных 11 сентября. Вера администрации Буша в старомодную концепцию ядерного сдерживания канула в лету, поскольку нет такой супердержавы, которая могла бы представлять серьезную угрозу для Америки.

"Террористов, которые нанесли удар по нам 11 сентября, не остановил внушительный ядерный арсенал США ", - отметил Рамсфельд в конце января в речи, произнесенной в университете Национальной обороны.

Схожим образом высказался и заместитель государственного секретаря США Джон Болтон (John R. Bolton) в своем недавнем интервью: "Мы сделаем все необходимое, чтобы защитить невинное население Америки┘. Идея о том, что прекрасные теории о ядерном сдерживании работают против всех┘. была опровергнута событиями 11 сентября".

Более того, настаивая на том, что ядерный ответ будет дан только в том случае, если все остальные средства окажутся неадекватными, официальные лица имеют в виду ядерное оружие, которое можно будет использовать в ситуациях, сходных с той, в которую США поставила Аль-Каида.

Так в докладе "О состоянии ядерного потенциала США" предлагается сделать упор на разработку ядерного противобункерного оружие, хирургических "боеголовок с минимизированными побочными эффектами" и оружия, которое можно использовать против меньших, более точно очерченных целей - речь идет о "возможных модификациях существующих видов оружия, позволяющих придать ему дополнительную гибкость".

Здесь же содержатся предложения о подготовке операторов спецназа для сбора информации и наведения ядерного оружия, то есть для овладения теми же функциями, что они выполняли во время войны в Афганистане, но с применением обычных вооружений.

Что касается России, которая когда-то была главной причиной разработки ядерной стратегии США, то в докладе о ней говорится, что хотя ядерные программы Москвы по-прежнему вызывают беспокойство, "идеологические источники конфликта" приказали долго жить, уступив место непредвиденной ситуации с применением ядерного оружия, которая рассматривается как "правдоподобная", но не как "ожидаемая".

"В случае если американо-российские отношения значительно ухудшатся в будущем, - говорится в докладе, - США, возможно, понадобится провести ревизию своего ядерного потенциала".

Когда было официально объявлено о завершении составления доклада, официальные должностные лица Пентагона уклонились от ответов на большинство вопросов на том основании, что информация, содержащаяся в нем, засекречена. Они подчеркнули, что в соответствии с предвыборными обещаниями Буша, в ближайшее десятилетие предусматривается сократить существующий ядерный потенциал в 6000 боеголовок на одну треть. Рамсфельд, одобривший доклад в конце прошлого года, заявил, что администрация Буша ищет "новый подход к стратегическому сдерживанию", который будет включать систему противоракетной обороны и неядерное оружие нового поколения.

Также было объявлено, что Россия больше официально не позиционируется как "враг". Помимо этого, больше ничего не было сообщено.

Секретный документ однако пропитан мировоззрением, трансформированным событиями 11 сентября. Доклад включает фразу "новая триада". Эта "новая триада" состоит из "опоры, наносящей удар" (наши ядерные и обычные вооруженные силы), "активной и пассивной защит" (наши противоракетная оборона и другие системы обороны) и "инфраструктуры обратной защиты" (наши ресурсы, позволяющие разрабатывать и производить ядерное оружие и возобновить ядерные испытания). Прежде ядерную "триаду" составляли самолеты-бомбардировщики, ракеты дальнего действия наземного базирования и ракеты, запускаемые с подводных лодок. Все это в сумме представляло собой трех китов стратегического арсенала Америки.

В докладе подчеркивается, что в планы ведения ядерных войн включается "неядерное стратегическое оружие нового поколения". "Должны быть разработаны новые виды оружия для поражения хорошо укрепленных и глубоко размещенных целей, для обнаружения и атаки мобильных перемещающихся целей, для уничтожения химических и биологических веществ-агентов и для увеличения точности и снижения побочного ущерба".

Здесь же говорится о необходимости создания "новой ударной системы" с использованием в качестве новых видов оружия четырех переоборудованных подлодок "Трайдент", беспилотных боевых летающих средств и новых крылатых ракет.

Кроме нового ядерного оружия в докладе говорится о программе "поражения веществ-агентов", которая, по словам, официальных лиц, включает "избирательный" подход к поиску новых путей уничтожения химического и биологического оружия массового поражения и атаки вражеских объектов, недоступных для других видов оружия. Речь идет, согласно документу, о "термической, химической и радиологической нейтрализации химических и биологических веществ на стадии производства и на складах".

Официальные представители администрации Буша подчеркивают, что разработка и интеграция неядерных и ядерных вооружений позволит сократить обычные вооружения дальнего радиуса действия. Однако реализация директив доклада приведет в расширению ядерного потенциала США и сделает его более гибким.

Кроме новых систем вооружений в докладе говорится о необходимости оснащения обычных систем вооружений, находящихся в настоящий момент стадии разработки, "ядерными мощностями".

Согласно материалам доклада, в будущем месяце должны начаться работы по монтажу ядерной боеголовки на 5000 фунтовый боезаряд, способный поражать глубокозалегающие цели.

Принимая во внимание достижения в области электроники и информационных технологий за прошедшее десятилетие, нет ничего удивительного в том, что в докладе предлагается сделать упор на усовершенствованные спутники и разведывательную деятельность, коммуникации и более совершенные системы принятия решений.

Заслуживает особого внимания директива, цель которой совершенствование "информационных операций" или кибервойна. Согласно материалам доклада, у разведки США "отсутствуют необходимые данные на большинство локальных компьютерных сетей противника и другие системы командования и контроля".

В течение последних нескольких месяцев, говоря о последствиях терактов 11 сентября для долгосрочного военного планирования, представители администрации Буша не раз останавливались на вопросе "обороне страны" и необходимости создания противоракетного щита. На самом деле, после нападений 11 сентября появилась интегрированный и значительно расширенный план ведения ядерных войн.

Уильям Аркин - старший сотрудник факультета Современного анализа международных отношений университета Джона Хопкинса и адъюнкт-профессор высшей школы ВВС США. Он является консультантом ряда неправительственных организаций и автором, пишущим для бюллетеня "Ученых-ядерщиков"