Лондон, 10 марта 2002 года. Подготавливаемый Пентагоном (министерство обороны США - прим. пер.) новый план боевого применения стратегических ядерных сил (СЯС) ставит вопрос, не снижает ли администрация Буша-младшего (George W. Bush) порога для использования ядерного оружия. Как отмечает Пентагон в своем докладе "О состоянии стратегических ядерных сил США", существует необходимость в новых типах ядерных боеприпасов, которые бы имели меньшую мощность и создавали менее высокое радиоактивное заражение местности. Эти боеприпасы, отметил Пентагон, могут предназначаться для уничтожения подземных комплексов, в том числе складов химического и биологического оружия. В отличие от сценариев времен "холодной войны", где главным потенциальным противником выступала Россия, объекты для ядерного удара могут располагаться в Ираке, Сирии, Ливии или Северной Корее.
Однако секретный доклад Пентагона инициировал новые и жизненно важные ядерные дебаты. В отличие от большинства прошлых дискуссий по теме контроля над ядерным оружием, нынешний диспут касается не вопроса о том, сколько ядерных боеприпасов необходимо Соединенным Штатам; он касается более фундаментального вопроса об обстоятельствах, в которых это оружие может быть использовано.
Станет ли целью ядерного оружия в период после "холодной войны" преимущественно сдерживание путем устрашения от ядерного нападения на Соединенные Штаты? Или ядерное оружие следует создавать для ведения войн, включая конфликты с неядерными противниками? Критики опасаются, что, призывая к созданию более эффективных ядерных систем оружия, Пентагон делает немыслимое мыслимым, затушевывая различие между ядерным и обычным оружием.
Реакция за рубежом на это изменение в политике была предсказуемо резкой. Один российский законодатель прямо спросил, "не утратили ли американцы чувства реальности того мира, в котором живут". "За весь ядерный век фундаментальной целью было предотвращение использования ядерного оружия, - сказал специалист по внешней политике в Институте Брукингса (Brookings Institution) Иво Даальдер (Ivo Daalder). - И вот теперь политика поставлена с ног на голову. Она предусматривает сохранение ядерного оружия как инструмента войны, а не устрашения. Если органы военного планирования сейчас должны всякий раз, когда сталкиваются с неожиданными военными ситуациями, изучать вопрос о целесообразности применения ядерного оружия, тогда различие между ядерным и неядерным оружием стирается".
Пентагон, со своей стороны, доказывает, что в мире, полном неожиданных угроз и государств-изгоев, ему нужен более широкий диапазон возможных вариантов действия. Он описывает ядерные и неядерные системы оружия термином "наступательные ударные системы", которые могут применяться раздельно или комбинированно. Системы такого рода станут ключевой составляющей "новой триады" наступательных, оборонительных и военно-промышленных ресурсов.
Ударный элемент новой триады, состоящий из ядерных и неядерных систем, может обеспечить большую гибкость при планировании и осуществлении военных кампаний с целью решительного разгрома противника, - сказано в докладе. - Неядерные ударные возможности могут оказаться особенно полезными для ограничения сопутствующего ущерба и предотвращения эскалации конфликта. Ядерное оружие может применяться по целям, которые способны выдержать удар неядерных средств (к примеру, заглубленные высокозащищенные бункеры или предприятия по производству биологического оружия). Ядерные и неядерные ударные системы могут атаковать военные возможности противника и тем самым внести вклад в поражение противника и в оборону Соединенных Штатов и их партнеров по безопасности".
Вышеозначенный доклад, хотя он и не является планом боевого применения ядерного оружия, предназначается в качестве руководства при принятии решений относительно роли, разработки и развертывания систем ядерного оружия на предстоящее десятилетие. На всем протяжении "холодной войны" ядерное оружие играло огромную роль в американском военном планировании. Пентагон не только построил ужасающий стратегический арсенал для устрашения противника от ядерного нападения на Соединенные Штаты; он также сохранил за собой право использования ядерного оружия для устрашения Варшавского Договора от нападения на Европу. Пентагон развернул множество систем ядерного оружия, от ракет, способных доставать цели за океаном, до ядерных мин и глубинных бомб. Кремль сделал то же самое.
Но, по мере того как "холодная война" шла к своему закату, точно так же испарялось и представление, что ядерное оружие может быть использовано для ведения войны. Соединенные Штаты и Россия вывели из Европы свое тактическое ядерное оружие и сняли ядерные боеприпасы с вооружения своих флотов. Вашингтон формально не отказался от своей опции применения ядерного оружия первым для отражения нападения Варшавского Договора, однако заявил, что оставляет ядерное оружие на крайний случай.
С окончанием "холодной войны" потребность в ядерном оружии еще больше уменьшилась. Сторонники контроля над вооружениями агитировали за радикальные сокращения американского и российского арсеналов и за снятие с боевого дежурства ракет с ядерной головной частью, хотя сторонники жесткой линии настаивали, что ядерное оружие все еще необходимо. Представляется, что президент Буш-младший этим докладом пытается удовлетворить требованиям сразу двух лагерей. Он откликнулся на призыв к более глубоким сокращениям стратегических вооружений, хотя, если принять в расчет процедуры подсчета ядерных боеприпасов, сокращения, к которым он стремится, скорее всего будут не более глубокими, чем имела в виду администрация Клинтона (Clinton).
Но Пентагон при г-не Буше-младшем также стремится к новым и более пригодным для боевого применения ядерным вооружениям. В то же время он прилагает значительные усилия к совершенствованию обычных систем оружия. Фактически Пентагон призывает к разработке такого арсенала вооружений, в котором ядерное оружие можно будет использовать против неядерных сил противника, в то же время выступая за разработку обычных систем оружия, которые могли бы использоваться против ядерных объектов. Потенциальное затушевывание различий между этими ролями, как опасаются критики, может привести к стиранию водораздела между ядерной и обычной войной. Некоторые специалисты также утверждают, что Пентагон посылает странам третьего мира сообщение, что ядерное оружие имеет военную полезность. "Подчеркивая важную роль ядерного оружия, Пентагон поощряет другие страны к тому, чтобы те думали, что им важно иметь также и ядерное оружие", - сказал специалист по ядерному оружию в Совете по защите природных ресурсов (Natural Resources Defense Council) Роберт Норрис (Robert S. Norris).
Сегодня высокопоставленные представители администрации Буша-младшего попытались ослабить критику. Они утверждали, что доклад "О состоянии стратегических ядерных сил" является всего-навсего политическим документом, а не оперативным планом, и что решение о разработке качественно новых типов оружия не принималось. "Это предусмотрительное военное планирование, причем такое, какого, как мне представляется, должен от нас ожидать американский народ", - сказал государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell), выступая в программе "CBS News" "Лицом к нации". При этом он добавил, что "мы не разрабатываем принципиально новых ядерных боеприпасов, мы не планируем проводить никаких испытаний". Вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), прибывший сегодня вечером в Лондон, который является начальной точкой его долгого турне по союзным странам, "облечет все это в контекст и покажет перспективу", сказал г-н Пауэлл.
Однако доклад Пентагона явно указывает на важные перемены, провозглашая необходимость в новых ядерных боеприпасах переменной мощности или пониженной мощности и в усовершенствованных системах наведения, чтобы их можно было быстро использовать в войне. "Ядерные силы нуждаются в увеличенной по сравнению с периодом 'холодной войны' гибкости планирования, - сказано в докладе. - Варианты ядерного удара, которые варьировали бы по масштабам, границам и целям, дополнят другие военные возможности".