Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сомнительный союзник Америки в борьбе против террора

Пример репрессий, осуществляемых в государстве Каримова, может распространиться и на соседние республики, в которых слабы традиции демократии и прав человека

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того, как распался Советский Союз, многие местные диктаторы сумели сохранить свои позиции. Мало того, они поспешили присоединиться к своим недавним ╚националистическим врагам╩ и нарисовать у себя на знаменах националистические лозунги. Эти бывшие первые секретари компартии республик стали президентами и принялись чернить когда-то горячо любимую ими партию

После того, как распался Советский Союз, многие местные диктаторы сумели сохранить свои позиции. Мало того, они поспешили присоединиться к своим недавним "националистическим врагам" и нарисовать у себя на знаменах националистические лозунги. Эти бывшие первые секретари компартии республик стали президентами и принялись чернить когда-то горячо любимую ими партию. Я наблюдал, как это происходило в Узбекистане с Исламом Каримовым, который до сих пор, как это ни удивительно, является президентом этой страны. На этой неделе он собирается посетить Вашингтон. Этот человек уже успел обеспечить себе два дополнительных года президентства: теперь его президентское правление будет продолжаться до 2007 года.

Вначале западные правительства были немного удивлены превращению первых секретарей в президентов. Однако они поддержали эти, как они себя назвали, "государства, получившие независимость", и диктаторов, которые в них правили. Прошло двенадцать лет, при этом недемократические, попирающие права человека, однопартийные государства почти не изменились. Не изменилась и поддержка со стороны Запада. В этих государствах постоянно что-то происходило. То это была озабоченность по вопросам безопасности бывших советских ядерных материалов, то - стремление избежать вражды с Россией, Китаем или другим государством, что каким-то образом оправдывало существование недемократических режимов. У западных политиков всегда были удобные причины, оправдывающие поддержку этих государств. Диктаторам независимых государств просто везло.

Последняя удача пришлась на 11 сентября. В тот день в Министерстве иностранных дел Узбекистана в одно мгновенье произошло то, чего там не могли добиться в течение 10 лет. Как раз за 15 дней до трагедии Каримов пообещал предоставить амнистию тысячам граждан, осужденных за различные преступления. Среди претендентов на амнистию было не меньше тысячи политзаключенных, которым обещали амнистию в обмен на раскаяние. Таким образом, Каримов пытался завоевать хорошее отношение к себе со стороны Соединенных Штатов, которые в противном случае намеревались опубликовать доклады, обвиняющие его государство в репрессиях. Америка, похоже, не заметила этого жеста милосердия.

Однако к концу сентября эти обещания свободы стали ненужными. Сверхдержава сама пожаловала в Ташкент с добрыми намерениями и даже с большим. Этот последний подарок судьбы был так велик, что Каримов, которого Соединенные Штаты провозгласили своим союзником в борьбе с терроризмом, почувствовал себя не только лидером в Узбекистане, но и во всей Средней Азии. Сегодня лидеры Казахстана, Киргизстана и Таджикитсана смотрят на него с завистью.

Российская политическая элита смотрит на узбекского лидера с тревогой, предупреждая российского президента Владимира Путина, что Каримов, в отношениях с Москвой всегда ведущий себя капризно, ориентируется на США. По-видимому, даже американцы разделяют эту точку зрения.

На самом же деле, происходит нечто противоположное. Узбекистан движется к антиамериканским позициям, если под "американскими" подразумевать демократию, права человека и борьбу с государственным террором.

После 11 сентября Каримов отменил амнистию для некоторых политзаключенных, которых изначально планировалось выпустить на свободу. (Около 800 членов мусульманской организации Хизб-ут-Тахрир были освобождены, но за ними ведется постоянное наблюдение. Светские диссиденты по-прежнему остаются в тюрьмах). Президент Узбекистана понял, что политические стимулы для амнистии сильно стали менее значимыми. Потепление отношений Америки с Каримовым, в свою очередь, привело к тому, что репрессии в Узбекистане возросли, поскольку отпала необходимость приводить права человека в этом государстве в соответствие с международными стандартами.

Власти Узбекистана развязали руки милиции. Если милиционеры убивают людей, то им достаточно просто заполнить документы, в которых будет написано, что жертва была террористом или даже последователем Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Ни одно гражданское лицо не может получить доступ к этим документам.

Что касается усилий Узбекистана на демократическом фронте, то в 1995 году Каримов провел референдум, чтобы избежать выборов. Согласно официальным источникам 99,8% избирателей единодушно поддержали идею непроведения выборов. В 2000 году Каримов победил на повторных выборах, набрав 92% голосов. (Даже его главный противник голосовал за него и рассказал об этом). Теперь референдум дает ему еще два года правления после того, как его срок закончится в 2005 году. Государственный Департамент предусмотрительно решил не проводить мониторинга последнего референдума, поскольку сам факт мониторинга мог придать ему некоторую легитимность.

Уже не раз Америка вынуждена была уничтожать то, что сама помогала создавать. Например, совсем недавно Америка поддерживала талибов, а теперь раздавила их, когда они стали самостоятельной силой. Это же может случиться и с Узбекистаном, который, благодаря союзу с Америкой в рамках войны против терроризма, вознесся до степени ведущей среднеазиатской державы.

Узбекистан расположен в самом центре взрывоопасного и густонаселенного региона, в котором проживает 60 миллионов человек, причем более чем треть из них - в самом Узбекистане. Пример репрессий, осуществляемых в государстве Каримова, может распространиться и на соседние республики, в которых слабы традиции демократии и прав человека. Каримов показывает им, что можно завоевать престиж, деньги и расширять свою власть, руководствуясь капризом, и одновременно пользоваться поддержкой США в посттеррористическом мире.

Мухаммад Салих лидер узбекской партии Эрк (Свобода). Он живет в изгнании