Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
╚Путин произвёл на нас впечатление╩

Интервью заместителя президента Европейского банка реконструкции и развития Норин Дойл

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский банк реконструкции и развития видит хорошие шансы для инвестиций в Восточной Европе. Однако вице-президент этого международного института по оказанию поддержки американка Норин Дойл предостерегает от преждевременного оптимизма.

Европейский банк реконструкции и развития видит хорошие шансы для инвестиций в Восточной Европе. Однако вице-президент этого международного института по оказанию поддержки американка Норин Дойл предостерегает от преждевременного оптимизма.

"DW": Госпожа Дойл, вы прибыли в Германию с целью агитации в пользу кредитных предложений Вашего банка. Немцы пока медлят заниматься бизнесом с вами?

Норин Дойл (Noreen Doyl): Что касается банков, то это не так. 25 процентов нашего соучастия в финансировании мы осуществили с немецкими финансовыми институтами. Впрочем, что касается компаний, то здесь надо догонять. Здесь немецкие инвесторы представлены пока слабо, особенно, когда подумаешь, что страна образует крупнейшую по представительности в Восточной Европе национальную группу и государствах СНГ.

"DW": Только три процента кредитного портфеля приходится на немецких клиентов. Не слишком ли забюрократизирована практика ЕБРР по предоставлению кредитов?

Дойл: У немецких фирм традиционно тесные связи со своими банками, которые хорошо реагируют на их пожелания. Кроме того, наше финансирование ориентировано на проекты в государствах, в которых проходят преобразования. Такой вид финансирования характерен, что касается кредитования в англосаксонских странах, но не в такой степени для Германии.

"DW": Какие преимущества имеют фирмы, которые осуществляют инвестирование вместе с Вашим банком? Процентные ставки являются, как правило, рыночными?

Дойл: Наша позиция такова. По опыту последних лет готовность коммерческих банков продолжать рисковать в странах с переходной экономикой снизилась. У нас же есть не только намерения, но и капитал как раз для этого. Мы всегда испытываем голод на предоставление в наших 27 странах, где мы работаем, кредитов и оказание финансовой поддержки частному капиталу, на инвестирование.

"DW": Несмотря на это, проблемы мирового экономического роста коснулись и восточных государств как места приложения инвестиций?

Дойл: Разумеется, мировой спад почувствовала и экономика этих стран. И он коснулся ее серьезнее, чем это было три года назад во время кризиса в Азии. Впрочем, это уже хороший знак, поскольку он доказывает, какой огромный шаг сделан в сторону рыночной экономики. Кандидаты на вступление в ЕС и по этой причине предоставляют, как и прежде, хорошие перспективы, например, для инвестиций в промышленный сектор. К тому же преимущества, связанные с дешевизной рабочей силы, в большинстве этих государств значительны. И есть хорошо технически подготовленный персонал. Это теперь заставило даже компании "Toyota' и "Peugeot" обратиться к производству автомобилей в Чехии.

"DW": А как Вы оцениваете ситуацию в России?

Дойл: Президент Владимир Путин вызывает у нас положительные впечатления. Он увидел препятствия, существующие на пути прямых иностранных инвестиций, и шаг за шагом освобождает его от них. Существенно улучшена налоговая система. Отменены нелепые положения. Кроме того, появилась неведомая до сих пор надежность. В начале девяностых годов еще случалось, что в течение двенадцати месяцев налоговое законодательство принципиально менялось по 14 раз. Кроме того, Путин достаточно умен и сэкономил большие поступления, полученные от экспорта нефти в прошлом году. Москва очень стремится к тому, чтобы страна меньше зависела от доходов, получаемых от продажи энергоносителей. И здесь есть успех: так, компания "General Motors" (GM) инвестирует при поддержке ЕБРР в автозавод "АвтоВАЗ", выпускающий автомобили "Лада". Обе компании вскоре начнут в России производство новой модели для всей Европы.

"DW": Вы рисуете образ России яркими красками, но, ведь, есть, наверное, и теневые стороны?

Дойл: Конечно, есть. Меня больше всего заботит, что некоторые люди слишком быстро поверили, что в России окончательно произошел поворот. А потом все может оказаться тем, что глава Эмиссионного банка США Алан Гринспон (Alan Greenpan) назвал "иррациональным энтузиазмом" рынков. Это означает, что в 1997-1998 годах в Россию было слишком легкомысленно вложено слишком много денег. Европейские кредиты тогда выдавались предприятиям, у которых были известные названия, но не проверенным был баланс.

"DW": Значит ли это, что если в сделке участвует ЕБРР, то партнер на Востоке действительно платежеспособен?

Дойл: Нашими акционерами являются правительства 60 стран. Мы не собираемся разбрасываться их деньгами, но и не намерены просто прекращать кредитование. Мы, наверное, испытываем больший, чем "Дрезднер банк" или "Дойче банк", страх получить ярлык, который гласит: "Они ведут дела с аферистами". Впрочем, мы ориентированы не только на выгоду. Мы обязаны финансировать только те проекты, которые способствуют переходу к рыночной экономике. Так, мы не пошли на сделку с одним торговцем продовольственными товарами, поскольку он не захотел выполнить наше условие подключить также и региональных поставщиков. Нам недостаточно одного того, что кредитование всего лишь выгодно, как это часто бывает в случае с коммерческими банками.

"DW": Многие инвесторы с Запада жалуются на проблемы с органами власти. Помогает ли ЕБРР в этих случаях?

Дойл: Раньше мы концентрировались на проектах сами. Улучшение институциональной ситуации мы возложили на другие организации. Кризис 1998 года наставил нас на ум, и мы чаще ведем разговор с чиновниками. Мы в последнее время очень заинтересованы в осуществлении проектов совместно с администрациями. В Санкт-Петербурге мы оказали сначала техническую помощь по организации информативного бухгалтерского учета. Теперь мы стали кредитором города. Помимо этого у нас есть рабочая группа, которая регулярно встречается с представителями московских министерств.

"DW": В Европейском банке реконструкции и развития минимальная стоимость проекта должна быть не менее 15 миллионов евро. Это много, очень много для инвесторов средней руки.

Дойл: В случае с более мелкими кредитами нет возможности получения денег в фонды собственных капиталов. Мы принимаем участие в 80 таких фондах. Фонды в состоянии осуществлять инвестиции в сумме 500 000 или одно миллиона евро. К этому мы предлагаем банкам в странах с переходной экономикой кредитные линии, с помощью которых они могут выдавать ссуды малым и средним предприятиям.