12 марта 2002 года. Вопрос, чем именно должен заниматься полномочный представитель президента в федеральном округе, преследует новую структуру с того самого момента, когда в мае 2000 года президент Владимир Путин поделил Россию на семь федеральных округов и назначил в каждый своего личного представителя. Каждый федеральный округ включает с десяток субъектов федерации - областей и республик, из которых состоит Российская Федерация, - а каждый субъект федерации имеет своего губернатора или президента.
Было принято считать, что г-ну Путину хочется иметь команду крутых парней, которые могли бы принудить к повиновению непокорных губернаторов и, когда придет пора выборов, достичь результатов, которые нужны Кремлю. В любом случае это помогает объяснить, почему на пять из семи постов он назначил бывших генералов.
Однако на практике у г-на Путина на уме нечто несколько более тонкое. Он приказал своим полпредам (как их сразу же стали сокращенно именовать) выявить и устранить противоречия между региональными законодательными актами и федеральным законодательством, тем самым кладя конец сепаратизму и обеспечивая определенную целостность российского закона. Он также сказал полпредам, чтобы они занялись координацией деятельности федеральных ведомств в своих округах. Фактически преследовалась цель прекратить практику, когда региональные губернаторы "прикарманивали" и начинали руководить такими ведомствами, как налоговая служба и органы безопасности, которые, как предполагалось, должны были оставаться независимыми. Помимо этого полпредам, как кажется, были даны широкие полномочия. Им самим предстояло решать, каким образом они могут стать полезными.
Леонид Драчевский, полпред президента по Сибири, нашел свою нишу более легко, чем многие из его коллег, быть может, благодаря своей длительной карьере дипломата. Он с самого начала решил работать с губернаторами, вместо того чтобы пытаться подчинить их себе. "То, что мы можем сделать на уровне округа, мы и делаем на уровне округа, - объясняет он. - Все, что должно решаться на региональном уровне, решают сами губернаторы". Помогло, должно быть, также и то, что город Новосибирск был горд тем, что к ним прислан полпред, и нашел ему для работы приличный особняк. Его прибытие подтвердило мнение города о себе как о политической и интеллектуальной "столице" Сибири. Вполне возможно, это дало полезный толчок также и местной экономике, хотя бы потому, что это новое приращение властных полномочий города поощряет большее число компаний и муниципальных органов власти к тому, чтобы развернуть там свои представительства.
Как пример того, что лучше всего координировать на уровне округа, г-н Драчевский предлагает реформу российского военно-промышленного комплекса, заводы которого разбросаны по различным регионам Сибири, как и по всей России. Другой логический объект - подготовка к зиме, то есть завоз достаточного количества топлива и продовольствия до того, как начнут застывать реки и станут непроезжими автодороги.
Как долгосрочный проект г-н Драчевский, по предложению г-на Путина, осуществляет контроль за осуществлением плана стратегического развития для Сибири. Он считает, что больше денег, вырученных за природные ресурсы Сибири, должно направляться в региональную экономику, но при этом указывает, что не обязательно делать это простым повышением местных налогов в Сибири. Это можно делать также и путем перевода денег, отчисляемых в федеральный бюджет, на финансирование специальных региональных программ. Он рассматривает лесоводство и высокотехнологичные отрасли промышленности как наиболее многообещающие для инвестирования.
По его словам, его заботит то влияние, которое могут оказывать на политику в регионе крупные компании. Губернатору бывает очень трудно создать такой деловой климат, который удовлетворял бы уже действующие там крупные компании, но который также привлекал бы туда другие компании, в том числе конкурирующие, и поощрял их к инвестированию средств. Поддержание баланса интересов является обязанностью губернатора, говорит г-н Драчевский, в то время как роль его самого состоит в том, чтобы следить за соблюдением законов и за тем, чтобы выборы, когда придет их время, были честными.
На вопрос, следует ли полпреду быть заинтересованным в результатах выборов, а также вообще заниматься их проведением, г-н Драчевский отреагировал очень дипломатично. Пока что во всех проведенных в его округе выборах участвовали уважаемые люди. Если окажется, что кто-либо "с темным прошлым" может выиграть место губернатора, тогда ему, возможно, придется поволноваться. Но не ранее.