Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что осталось от американской модели?

Что осталось от американской модели после двух лет кризиса? Может ли она еще служить образцом?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению автора статьи, Соединенные Штаты радикально меняют экономическую модель. Все усилия Билла Клинтона по накоплению бюджетных излишков, капитализации системы пенсий пошли прахом за два года правления новой администрации, опирающейся на иную экономическую доктрину: вместо накопления бюджетных излишков, лучше предоставить гражданам возможность вкладывать деньги самостоятельно

Перспектива. По мнению автора статьи, Соединенные Штаты радикально меняют экономическую модель. Все усилия Билла Клинтона (Bill Clinton)по накоплению бюджетных излишков, капитализации системы пенсий пошли прахом за два года правления новой администрации, опирающейся на иную экономическую доктрину: вместо накопления бюджетных излишков, лучше предоставить гражданам возможность вкладывать деньги самостоятельно

В 90-е годы, Соединенные Штаты были примером для многих других стран. Последние были ошеломлены широтой инвестирования новых технологий, увеличением производительности труда, высоким уровнем эффективности капиталовложений и финансовых активов, исчезновением бюджетного дефицита, качеством валютной политики, возвратом к полной занятости

СЛИШКОМ МНОГО ИНВЕСТИЦИЙ

Рассмотрим сперва показатель роста экономической активности. Уровень инвестирования американских предприятий увеличился вдвое с 1992 по 2000 год, по причинам роста инвестиций в новые технологии. Доходы от производства увеличились примерно на 1 пункт, а коэффициент производительности труда был выше в конце 90-х годов, чем в начале 2000 года, согласно исследованиям. Совершенно очевидно положительное воздействие накопления капитала на долговременный экономический рост, но известно, что денег вкладывали слишком много: часть инвестиций потеряна (сошли на нет предприятия, работавшие по моделям Новой Экономики), часть мощностей осталась не использованной: коэффициент использования мощностей в США составляет сегодня 74%, ниже чем в 1997 году. Общая оценка реального роста остается смешанной: потенциальная активность возросла, но значительная часть капиталов была растрачена впустую. В результате часть долга американских предприятий не была компенсирована за счет введения нового оборудования.

Перейдем к вопросу о доходности активов. Убеждение, что рентабельность капиталов предприятий и финансовых активов в США выше, чем в других странах мира, долгое время привлекало капиталы в Америку, и позволило осуществлять управление финансами, не сталкиваясь с дефицитом. В целом, доходность акций была очень высока до начала 2000 года показатели рентабельности собственного капитала превосходили соответствующие европейские, даже цены на дома постоянно росли, обеспечивая доходность в сфере недвижимости. Развитие новых технологий шло значительно быстрее в США, где был рынок технологических ценностей был намного шире и ликвиднее, чем в других странах.

С точки зрения макроэкономики, ситуация развивалась следующим образом: введение новых технологий дало следующие положительные результаты: накопление человеческого капитала, эффект "сети" в науке; это повлекло за собой возрастающую эффективность технологического капитала в США: чем больше вкладывали денег, тем выше была рентабельность, и тем больше мировых финансов направлялось в США.

Сегодня известно, что рентабельность американского капитала далека от совершенства: с 1997 года доходность американских предприятий снизилась, при значительном росте цен. Это долгое время скрывалось, с помощью увеличения прибавочной стоимости при передаче, перекупки акций, посредством создания искусственных бухгалтерских отчетов ("набивание цены"┘), а также путем поддержания высокого биржевого курса, несмотря на падение доходности. Реальная эффективность капитала в США упала до 4 %, а в 1997 году превышала 7%. Рентабельность собственного капитала американских предприятий ниже, чем у европейских; коэффициент недостачи у предприятий группы риска повышается на 10% в год: миф о чрезвычайной рентабельности Америки приказал долго жить.

НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Ситуация постоянно ухудшается: после разорения компании Enron, прозрачность счетов ставится под сомнение; рейтинговые агентства и аудиторы показали свою некомпетентность. Сомнения вызывает и реальная способность американских предприятий извлекать прибыль. Это постепенно должно разочаровать иностранных инвесторов, удивительно то, что разочарование приходит медленно: в конце 2001 и в начале 2002 годов, большое количество американских акций и частных облигаций все еще приобретались инвесторами из других стран.

Третьим достижением США в 90-е годы был возврат к полной занятости, и неуклонное (структурное) снижение безработицы. Американский рынок труда давал очень интересную динамику: изменение числа безработных мало сказывались на общем уровне безработицы. Это свидетельствовало о способности американской экономики к созданию новых рабочих мест, даже в трудные периоды, и о подвижности (секторной, географической) рабочей силы. Средняя продолжительность нахождения в положении безработного была мала, даже когда ситуация с конъюнктурой ухудшилась. Это также "сняло ответственность" с предприятий: увольнение не могло иметь драматических последствий, поскольку время нахождения в безработном состоянии сократилось. В работе американского рынка труда ( с быстрой ротацией безработицы и занятости) был достигнут большой прогресс.

Наконец, экономическая политика США также могла служить примером: исчезновение бюджетного дефицита и появление излишков; в валютной политике удалось избежать инфляции и в то же время стимулировать накопление капитала.

Сегодня картина совершенно иная. Бюджетным излишкам (около 3 пунктов от совокупного внутреннего продукта в 2000 году) пришел на смену дефицит (1 пункт от совокупного внутреннего продукта, ожидаемый в 2002 и 2003 году). Все усилия Билла Клинтона (Bill Clinton)по накоплению излишков, капитализации системы пенсий пошли прахом за два года правления новой администрации, в связи с применением иной экономической доктрины: вместо накопления бюджетных излишков, лучше предоставить гражданам возможность вкладывать деньги самостоятельно; любой ценой нужно избежать экономического спада.

Слишком оптимистическая оценка деятельности А. Гринспэна (A. Greenspan) также является преждевременной. Федеральная резервная система (ФРС) так и не отреагировала на завышение биржевого курса или на слишком быстрый рост кредитования, что привело американскую экономику к слишком агрессивному обналичиванию капиталов, раздуванию цен на активы, обналичиванию прежде инвестирования. Концентрация внимания на изменениях инфляции и ее показателей (производительность, инвестиции и новые технологии) потребовало от ФРС поворота к наблюдению за задолженностью, за стоимостью активов, за структурой финансовых отчетов предприятий. Сверхтерпимость ФРС США без сомнения является одной из причин нынешнего финансового дисбаланса в США.

МНОГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСЧЕЗЛИ

Вернемся к нашему начальному вопросу: что осталось от американской экономической модели 90-х годов? Конечно, есть положительные факторы: увеличение инвестиций привело к повышению потенциальной активности, рынок труда эффективно функционировал. Но многие козыри были биты: вера в рентабельность капитала привела к избытку в инвестировании, управление предприятиями неэффективно, зачастую новые предприятия терпят крах; бюджетная политика перестала быть прозрачной; валютная политика по-прежнему остается приспособленческой и пермиссивной. Упрощая, можно сказать, что реальная экономика была эффективной, и что финансы, экономическая политика, контроль и модель капитализма были слабыми.

Патрик Артю - главный экономист при CDC IXIS