На протяжении большей части периода "холодной войны" Соединенные Штаты и Советский Союз в основном придерживались теории, что ядерное оружие является настолько разрушительным, что пригодно лишь для одного: удержания других стран от его применения. Однако в настоящее время, когда в фокусе американской стратегии оказалась война с терроризмом, органы военного планирования США предприняли основательный пересмотр вопроса о том, как и когда ядерное оружие может быть применено в войне против различных противников, таких, как Ирак, Иран, Северная Корея и даже Сирия и Ливия.
Выводы, содержащиеся в представленном администрацией в январе с.г. конгрессу докладе "О состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) США", скорее всего, будут тревожащими для американских союзников, которые и без того уже нервничают из-за расширяющейся войны с терроризмом. "Это характеризует драматичную перемену в американской ядерной политике", - сказал Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione), директор проекта нераспространения оружия массового поражения (ОМП) в исследовательской организации "Фонд Карнеги за международный мир". - "Это далеко не обычное дело".
В докладе особо выделяются два элемента. Во-первых, Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) призывает разработать менее мощные и более точные ядерные боеприпасы, обладающие специальными возможностями, например, такие, которые предназначены для уничтожения высокозащищенных подземных бункеров. Официальные сотрудники администрации утверждают, что подобные изменения имеют целью лишь усилить эффект устрашения так называемых "государств-изгоев", которые могли бы поддаться искушению применить химическое, биологическое или ядерное оружие.
Советник президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что единственный способ удержать противников от применения подобного оружия состоит в том, чтобы "четко заявить, что на это будет дан сокрушительный ответ".
Однако утверждение, что единственной целью (новой ядерной доктрины - прим. пер.) является устрашение, подрывается другой главной платформой доклада: что США расширили диапазон обстоятельств, при которых они могут быть готовы применить ядерное оружие в войне. В частности, в докладе сказано, что Соединенные Штаты могут нанести упреждающие ядерные удары по странам, которые разрабатывают ОМП, и также могут прибегнуть к ядерным ударам в случае крупномасштабного нападения с применением обычных средств вооруженной борьбы, например, в случае иракского вторжения в Израиль или северокорейского вторжения в Южную Корею.
Новая доктрина отменяет политику США, которая проводится с 1978 года, когда американцы впервые публично заявили, что не станут наносить ядерных ударов ни по какой стране, у которой нет собственных атомных бомб, если только эта страна не нападет на США в союзе с другой страной - обладателем ядерного оружия. Г-н Циринционе утверждает, что новый подход является опасно провокационным, поскольку отбирает у государств, воздерживающихся от создания собственного ядерного оружия, ранее предоставленное им убежище. "Если бы ваша страна была на месте Ирана, и вам теперь стали бы угрожать ядерным нападением вне зависимости от того, есть у вас или нет собственное ядерное оружие, разве вы не посчитали бы, что для вас будет лучше приобрести ядерное оружие?"
Новые свидетельства позволяют в ином свете взглянуть на показания в конгрессе некоторых официальных лиц США, касающиеся доклада "О состоянии СЯС США", который в то время видели лишь избранные члены конгресса. Помощник министра обороны США по политике Дуглас Фейт (Douglas Feith) сказал, что администрация предусматривает использование ядерного оружия не только в целях устрашения, но также "для того, чтобы угрожать объектам, которые не могут быть поражены другими средствами". В будущем, сказал он, ядерное оружие будет интегрировано с другими военными возможностями вместо того, чтобы рассматривать его в изоляции от них.
Этот спор является вторым, с которым сталкивается администрация после представления конгрессу доклада "О состоянии СЯС США" в начале января. В то время администрация была сфокусирована на своем плане сокращения общего ядерного арсенала менее чем до 2000 ядерных боеприпасов, но позднее она сообщила, что (снимаемые с вооружения - прим. пер.) ядерные боеприпасы будут не уничтожаться, а просто складироваться.
Россия и Соединенные Штаты, вполне вероятно, не сумеют подготовить запланированное соглашение о сокращении вооружений к подписанию, когда 23 мая
президент Джордж Буш-младший приедет в Россию, сказал в понедельник российский министр обороны Сергей Иванов. Про его словам, переговоры продвигаются очень медленно.