Место за Россией уже зарезервировано. "Между Португалией и Испанией", - таково в будущем по воле генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона (George Robertson) место России за столом, за которым собираются члены альянса. Между альянсом и Россией должны возникнуть "новые отношения", которым предстоит до очередной встречи в Рейкьявике министров иностранных дел стран НАТО найти свое отражение в договорной форме. Канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) недавно в очередной раз подтвердил, что выступает за сближение НАТО и России.
Однако, каким должно быть содержание этих новых отношений, на этот счет мнения 19 стран-членов НАТО и России сильно расходятся. В Москве президент Владимир Путин желает "равноправного партнерства", которое распространялось бы постепенно на все области - своего рода НАТО 20-ти. Это, считают в Брюсселе, было бы равносильно членству в НАТО при условии, что России не нужно было бы подписывать клубные правила НАТО. Вступление в члены через заднюю дверь, чего в альянсе сторонников мало. Там несколько высокопарно говорят о "механизме 20" и о необходимости сначала определить "поле деятельности для 20". Большее соучастие России, но по ограниченному кругу вопросов.
Поэтому первый раунд переговоров с учетом этой подоплеки имел, скорее, отрезвляющий характер. После возвращения с переговоров из Москвы заместитель генерального секретаря НАТО Гюнтер Альтенбург (Guenther Altenburg) смог лишь сначала трезво констатировать, что пожелания Москвы и представления, существующие в НАТО, "не соответствуют друг другу". Что касается натовской стороны, то речь, прежде всего, идет о том, чтобы ни в коем случае не предоставлять России "право вето". Ни в коем случае, что касается предстоящего расширения альянса, приема в члены трех стран Балтии, которые являются непосредственными соседями России.
Но альянс не допустит того, чтобы соучастие Москвы заходило далеко, чего там хотят, и что касается основополагающих проблем НАТО. "Если речь идет о важных проблемах альянса, - сказал один из официальных представителей НАТО, - мы будем по-прежнему принимать решения в рамках 19-ти". И это не все: если какая-то из стран НАТО посчитает, что решение не должно ставиться на обсуждение или приниматься в присутствии представителя России, то вопрос автоматически переходит на рассмотрение чисто натовского органа.
Что касается другого круга проблем, то НАТО охотно имела бы российского партнера в своей лодке. Например, что касается борьбы с терроризмом. По желанию министров иностранных дел стран НАТО сотрудничество в этой сфере требует углубления. То же самое относится к проблеме нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями. Более глубоким должно стать сотрудничество также в области противоракетной обороны в тактическом звене, проведения поисковых и спасательных работ на море. Однако остается открытым вопрос, будет ли Москва этим довольна.
Сотрудничеству НАТО и России должен быть дан "свежий импульс и придано материальное содержание", считают в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Оно было необходимо, прежде всего, во время войны в Косово, когда Москва осуществляла сотрудничество на базе уже существовавшего Совета НАТО-Россия. В Брюсселе, впрочем, считают, что всему этому мало помогут ставшие только что известными планы США относительно районов для возможного применения атомных мини-бомб. Между тем, НАТО ведет с декабря прошлого года переговоры по поводу более тесного сотрудничества с Москвой. Если Россия, пусть даже в завуалированной форме, будет названа в качестве возможной цели, это не облегчит переговоры. Курс, который взял в настоящее время Вашингтон, в некоторых представительствах стран НАТО считают несколько странным. При этом упоминается денонсированный Договор по ПРО, применение армейских сил в Грузии.