В пятницу министры стран-членов ОПЕК соберутся в Вене на свое очередное заседание. В повестку дня включен, без сомнения, вопрос о будущей политике организации в области добычи нефти, которая, как представляют в ОПЕК, должна гарантировать производителям "разумную" цену за баррель. Официально ОПЕК до сих пор придерживается своих давних представлений о диапазоне таких цен в размере от 22 до 28 долларов США за баррель, несмотря на то, что реализация их становится, кажется, делом все более трудным. В конце прошлой недели цена нефти, добываемой в странах ОПЕК, составляла 20,97 доллара США за баррель. В частности, с середины января, когда цена упала ниже психологического барьера в 18 долларов США, она заметно подросла. На прошлой неделе был зарегистрирован заметный рост цен, самый большой - в размере 24,75 долларов США за баррель - в Нью-Йорке. Останется ли такая котировка стабильной, вопрос остается открытым и зависит, в конечном счете, не (только) от экономических факторов.
Политическая нестабильность
Оценивая ситуацию, можно говорить, что процесс развития цен в последние дни действительно является политически мотивированным. Появление новых американских документов по поводу мероприятий Ирака в области вооружений накануне возобновления переговоров страны в рамках Организации Объединенных наций привело в конце прошлой недели к росту нестабильности. Она несколько уменьшилась после того, как на Ист-Ривер пришли к согласию переговоры пока продолжать. Наброски Вашингтона по поводу определения "оси зла" тем временем приведут к тому, что нефтяной рынок будет по-прежнему находиться под влиянием возможного прекращения поставок из стран Ближнего Востока. В частности, Гольдман Сакс (Goldman Sachs), несмотря на не снижающуюся в своей жесткости риторику США, думает, что это не приведет, по крайней мере, пока, к эскалации ситуации в этом регионе мира. Тем не менее, существует достаточное количество других очагов напряженности, вызывающих беспокойство. Сюда нужно отнести ситуацию в Израиле и вокруг него, как и риск роста политических волнений в Венесуэле, которые, по оценке наблюдателей, могут вылиться в забастовки рабочих нефтяной промышленности.
Конъюнктура как приводной ремень для цен
В Вене ОПЕК может взять обязательства по сохранению введенных в начале года ограничений на добычу нефти. Одновременно она пытается заставить занять такую же позицию крупных нефтедобытчиков, которые не входят в организацию. При этом большой вопрос, что касается второго квартала, стоит в отношении России - второй в мире страны по объемам добываемой нефти. Официальное решение, которое можно слышать, звучит так: подождать до конца марта. Судя по всему, российская нефтяная промышленность не настроена придерживаться подобных ограничений и далее. И тем меньше, чем все больше создается впечатление, что сама ОПЕК не в достаточной мере придерживается взятых обязательств. Впрочем, снизила ли действительно Россия в первом квартале объемы добычи нефти, вопрос спорный. В конечном счете, дискуссии по поводу снижения добычи нефти становятся излишними по той причине, что как в США, так и в Европе становится, судя по всему, все больше признаков ускорения экономического роста. А это, в свою очередь, делает вероятным рост цен на нефть уже по экономическим причинам.