Москва, 12 марта 2002 года. Два последних года подряд были для правительства исключительно успешными. Количество бедных сократилось. Валюта стабильна. В регионе, где полыхала война, утверждается мир. Заголовки вроде этих являются редким удовольствием для передовиц в большинстве стран. Однако президент Владимир Путин может найти их в любой день на прокремлевском интернет-сайте Страна.Ru. Так же, как, питает надежды Кремль, и прочие российские граждане.
В период, когда Россия медленно перенимает западный образ жизни, в котором доминирует компьютер, Страна.Ru представляет попытку Кремля установить свое присутствие в информационном пространстве. Это часть общей медиа-стратегии Кремля, стратегии, которая, как говорят ее критики, трансформирует отдельные части когда-то сварливых широковещательных средств в успокаивающие рупоры государства.
Жертвами информационной войны Кремля уже стали два национальных телевизионных канала. Контролируемая государством монополия природного газа прошлой весной взяла под свой контроль популярную телевизионную сеть НТВ, а имеющий отношение к государству вкладчик в этом году сумел закрыть ТВ-6, использовав непонятное, ныне уже отмененное положение закона, который преследует цель ликвидации не приносящих прибыли компаний. Одна ежедневная газета, которая входила в империю НТВ, также была закрыта.
Страна.Ru и иже с ней являются обратной стороной этой тенденции. Чувствуя себя в безопасности в своей нише неофициального голоса Кремля в Интернете, этот интернет-сайт имеет 500 сотрудников, а также филиалы почти во всех 89 субъектах Российской Федерации. Его владельцы, группа бизнесменов, личности которых никогда не раскрывались, рассматривают вопрос о расширении своего дела, помимо интернета, на радио и телевидении.
Страна.Ru - это частный проект, но, как полагают некоторые, частный только по названию. Как и в значительной части системы управления России, различие между общественным и частным размывается в проекте, который объединяет политическую власть с деловыми интересами. Этот интернет-сайт, как утверждают бывшие официальные лица, был задуман в Кремле и финансировался ведущими бизнесменами, которые хотели, чтобы их считали друзьями Кремля. Их цель не в получении прибыли, а в том, чтобы, как заявляет генеральный директор проекта Страна.Ru Марина Литвинович, продвигать послания г-на Путина в интернете. "Это не деловой проект, - сказала она. - Это политический проект. Его целью является поддержка российских властей и российского президента".
Этот интернет-сайт пользуется, по меньшей мере, умеренным успехом как у общественности, так и у Кремля, хотя кремлевские чиновники намекают, что хотели бы, чтобы он был попроще и более позитивным. В один из дней февраля нынешнего года у этого интернет-сайта было более 25000 посетителей - примерно третья часть того количества посетителей, которое было в тот день в ведущем российском новостном интернет-сайте rbc.ru, принадлежащем российской технологической фирме "Росбизнесконсалтинг", которая обеспечивает передачу он-лайновых новостей и предоставляет другие информационные услуги, включая электронную почту. Однако этот показатель в 22 раза больше числа посетителей, которые обычно заходят на официальный интернет-сайт правительства gov.ru.
Один недавний заголовок на интернет-сайте Страна.Ru выдает ее вкус: "Владимир Путин: повышение благосостояния народа должно стать главной целью политиков". Если число обращений (хитов) у этого интернет-сайта относительно низкое, то его потенциальная аудитория быстро растет. В России, согласно некоторым оценкам, интернетом пользуются 10 миллионов человек. Это всего лишь 7% населения по сравнению более чем с 60% пользователей в США и 39% пользователей в Европе. Но сегодня зарегистрированных в Интернете россиян стало в 6 раз больше, чем было в 1998 году. А в политическом плане российские пользователи интернета являются важной группой населения - это в большинстве своем хорошо образованные люди с зарплатой, превышающей средний уровень.
Благодаря инвесторам сайта Кремль теперь имеет канал для того, чтобы выйти на этих читателей. Не зная, кто эти инвесторы, трудно высказывать предположения о том, каких милостей они могут желать в ответ. Что ясно, так это, что их проект является частью реакции Кремля на Владимира Гусинского и Бориса Березовского - двух магнатов - и врагов г-на Путина, - которые до недавнего времени контролировали самые важные независимые средства массовой информации в России. Кремль утверждает, и не без оснований, что оба этих человека серьезно злоупотребляли своими медиа-возможностями, чтобы продвигать свой бизнес и расправляться с политическими врагами.
Глеб Павловский, проницательный политический консультант Кремля, приводит в качестве примера недавние утверждения г-на Березовского, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) организовала в 1999 году взрывы жилых домов в Москве и в других городах, в результате которых погибло более 300 человек, чтобы россияне поддержали войну в Чечне.
"Нам нужно вспомнить о психологическом состоянии людей, которым в конце 1990-х годов пришлось наблюдать и слушать, как их обвиняют во взрыве зданий в Москве, - сказал г-н Павловский. - У них не было никакой возможности опровергнуть эти обвинения, они не знали, как профессионально вести информационную войну".
Критики утверждают, что Кремль не был жертвой. Г-н Путин просто не может понять, что оказание помощи правительству не является задачей средств массовой информации, сказал Алексей Венедиктов, влиятельный радиожурналист. Г-н Венедиктов является главным редактором "Эхо Москвы", которую считают самой влиятельной радиостанцией, однако он говорит, что подает в отставку со своего поста, потому что владельцем радиостанции стало государство. "Президент сейчас пытается оправдать закрытие независимой прессы", - сказал он.
Страна.Ru, названная так в соответствии с русским словом, обозначающим понятие "страна", была частью контратаки Кремля. Бывшие кремлевские чиновники говорят, что г-н Павловский был естественным выбором на роль человека, который ее возглавил. К тому времени, когда в марте 2000 года г-н Путин был избран президентом, г-н Павловский уже утвердил лидерские позиции в российском интернете. Он осуществлял руководство "шведским столом" интернет-сайтов, в числе которых был и один из самых успешных в России порталов - lenta.ru. "Стоял выбор: либо создавать новое подразделение внутри администрации, либо использовать готовую серьезную команду вне правительства, сказал Игорь Задорин, бывший помощник в одном из подразделений президентской администрации. - Государство приняло решение открыть интернет-сайт. Г-н Павловский был именно тем человеком, который и претворил в жизнь эту концепцию".
К сентябрю 2000 года, через 6 месяцев после избрания г-на Путина, интернет-сайт Страна.Ru был готов к работе в он-лайновом режиме. Г-н Павловский сказал, что нашел инвесторов, которые и по сей день обеспечивают большую часть финансирования проекта. Немногие сомневаются в том, что финансисты связаны с правительством. "Это не правительственные фонды, - сказал Антон Носик, главный редактор lenta.ru. - Но вы же знаете, как ведутся дела в России. Можно просто намекнуть какой-нибудь нефтяной компании, вложите ваши денежки сюда или туда, и вы получите такой результат".
Г-н Павловский заявил, что хочет отказаться от руководства интернет-сайтом Страна.Ru, и что у этого сайта может появиться также новый владелец. Он сказал, что устал от инвесторов и министров правительства или их подчиненных, жалующихся ему на новостные сообщения, и хочет уделить все свое время своей настоящей любви, политическому консультированию Кремля и других клиентов. Некоторые политические консультанты заявляют, что г-н Павловский испытывает давление не только со стороны министров кабинета, но также и со стороны высших эшелонов в Кремле, где некоторые официальные лица хотят, чтобы была представлена только точка зрения правительства.
Редакторы других новостных интернет-сайтов говорят, что проправительственные сайты вроде Страна.Ru никогда не смогут создать им реальную конкуренцию. Вот что сказал г-н Носик: "Не так уж много людей в Интернете, кому бы нравилось, чтобы им промывали мозги, и кто бы создавал спрос на пропаганду".
По мнению экспертов, российское правительство мало что может в плане контроля новостных сообщений в интернете. Даже если бы оно закрыло какой-то интернет-сайт - что довольно легко - владелец может просто возобновить его работу, используя международный или западный домен с расширением .com. Право российского правительства осуществлять регулирование деятельности российских владельцев интернет-сайтов в таких доменах может быть оспорено.
И все же, принимая во внимание то, что случилось с крупными независимыми телевизионными каналами, редакторы некоторых новостных интернет-сайтов говорят, что они остерегаются. "Сегодня мы не ощущаем вмешательства в наши дела, - сказал г-н Носик. - Это потому, что они пока его не начинали. С тех пор, как появился г-н Путин, существует желание контролировать средства массовой информации. Они пока просто не готовы к тому, чтобы заняться нами".
Заместитель директора Центра политических технологий Дмитрий Орлов, который занимается политическими анализами, сказал, что не осуществляет цензуры материалов, которые помещает на центральной странице интернет-сайта политических новостей. И все-таки, отметил он, "всем источникам в средствах массовой информации следует быть очень осторожными, когда они говорят о Кремле". Кончина ТВ-6 свидетельствует о том, что у государства есть инструменты, чтобы раздавить любое средство массовой информации". "Нам всем нужно иметь это в виду", - сказал он.