Актеры, писатели, ученые┘ - все "сумасшедшие" интеллектуалы США являются пациентами этой психиатрической клиники, в которой проходил курс лечения от шизофрении главный герой фильма "Игры разума"
Джона Нэша (John Nash) - математика, шизофреника и лауреата Нобелевской премии - первый раз отвезли в психиатрическую лечебницу прямо с конференции, проходившей в Гарварде. Но он не первый проделал путь из элитного университета в Бостоне до Маклин (McLean), самого старинного и престижного госпиталя для умалишенных, основанного в 1817 году. Более того, это одна из тех характеристик, что отличают настоящих породистых янки - семейств, составляющих касту бостонских брахманов: иметь в своей родословной студентов Гарварда и какого-нибудь родственника, поступившего на излечение в приют для умалишенных богачей.
Отношения между двумя этими учреждениями настолько близкие, что одно время в Маклин существовало здание, известное как Гарвард Клуб. В определенный момент все больные могли козырнуть своим университетским дипломом - ничего удивительного, если учитывать, что для этого социального класса пройти через Кембридж было своеобразным ритуалом юности. Первый пациент был преподавателем греческого и мнил себя Иисусом Христом. Его друзей забавляло, чтобы он крестил их. Но в Гарварде решили, что не пристало этому спектаклю являться частью учебной программы по его предмету.
Маклин выглядит не слишком привлекательно в "Играх разума" - фильме, где в главной роли снялся Рассел Кроу (Russell Crow) и номинированной на Оскар в нескольких категориях. Именно там Нэш понимает, что офицеры министерства обороны, отдающие ему приказ дешифровать послания русских, существуют лишь в его голове. В картине показывают, как он подвергается шоковой терапии с использованием инсулина - это метод лечения был тогда очень популярен. Но в фильме не объясняется, что Нэш попал в учреждение, представляющее собой историю психиатрии Соединенных Штатов, место, дизайнером которого был тот же человек, что спроектировал Центральный парк. Пациенты здесь могли сыграть партию в гольф на следующий день после сеанса электрошоковой терапии. Вечером на ужин они могли выбирать между лангустой или молочным поросенком, выращенным прямо там, вблизи фруктовых деревьев и огородного хозяйства. Парадокс этой лечебницы состоит в том, что сейчас в этом здании больные лечатся от анорексии (потери аппетита) и булимии, а они не способны оценить тех деликатесов, от которых получали удовольствие их предшественники.
ФАРФОР И СЕРЕБРО
Рассел Кроу не первый актер, номинированный на Оскар за исполнение роли реально жившего человека, бывшего пациентом этой клиники. Четыре года назад Вайнона Райдер (Wynona Ryder) и Анжелина Джоли (Angelina Jolie) исполнили роли в фильме "Прерванная невинность", повествующем о пребывании в Маклин Сюзанны Кейзен (Susana Keysen), писательницы, книга которой о времени, проведенном там, заняла свое почетное место среди бестселлеров. Кейзен находилась там уже после того, как умерли последние пациенты-миллионеры, имевшие возможность организовать в отведенных им в клинике апартаментах ужин для своих друзей, когда на столе были серебряные столовые приборы и посуда из тончайшего фарфора.
Лечебница Маклин оказалась очень литературным местом. Но сегодня клиника, где вновь возрождено лечение для очень богатых пациентов в здании, носящем название Павильон (The Pavilion), известна тем, что в ней проводятся самые широкие исследования в области ментальных заболеваний, и самым масштабным во всем мире финансированием; кроме того, здесь находится банк, в котором представлены 5000 образцов головного мозга - материал, желанный для многих практикующих психиатров-исследователей.
Кейзен дожила до того момента, когда она смогла воспользоваться авторскими правами на свою историю и быть свидетелем успеха фильма. Этого не произошло с Сильвией Плат (Silvia Plath), культовой писательницей в США, умершей раньше, чем была опубликована ее книга "Стеклянный колпак", действие которой также разворачивается в Маклин, а американские школьники относятся к ней с таким же благоговением, как и к "Над пропастью во ржи". Когда Плат попала за ограждение, отделяющее великолепные сады клиники от остального мира, она только что выжила после первой попытки самоубийства. Через несколько лет, будучи женой увенчанного лаврами поэта Тэда Хаджеса (Ted Hugеs), она покончила с жизнью, отравившись газом. Два сеанса электрошоковой терапии в Маклин излечили ее только внешне.
До Плат, в клинике находился Роберт Лоуэлл (Robert Lowell), поэт и лауреат Пулицеровской премии, а, кроме того, выходец из одного из самых известных аристократических семейств Новой Англии. Лоуэлл, находившийся в клинике одновременно с Нэшем, окрестил пациентов "стильными лунатиками" и "этими чокнутыми с Mayflower", намекая на потомков первых пуритан, приехавших в Бостон. В клинике он написал один из самых известных своих поэтических сборников и вел активную переписку с Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy) и Эзрой Паунд (Ezra Pound). И это были те стильные лунатики, что могли, в сопровождении персонала из медицинского центра, справлять свои дни рождения в зарезервированных апартаментах в Ритце.
Врачи этой клиники могут поставить диагноз и после смерти. Всего несколько дней назад, один из психиатров Маклин провел исследование, пытаясь установить истинную причину смерти драматурга Юджина О'Нила (Eugene O'Neal), лауреата Нобелевской и Пулицеровской премий. После тщательно проведенной аутопсии врач показал, что смерть наступила в результате нейро-дегенеративного заболевания, которое привело к тому, что драматург потерял способность писать и передвигаться, а не явилась следствием страшного алкоголизма, как полагали остальные.
И у музыки были свои представители в этом центре. Рей Чарльз (Ray Charles) исполнял на пианино один из самых эмоциональных своих блюзов, в то время, когда пытался показать судье, что он уже не накачивался таким количеством героина как прежде. У хиппи и лирического певца Джеймса Тейлора (James Taylor) есть песня, посвященная этой клинике, где он проходил лечение вместе с двумя своими братьями.
АБСОЛЮТНАЯ ТАКТИЧНОСТЬ
Хотя и подозревается, что в стенах клиники побывали и другие знаменитости, известны лишь истории тех, которые сами захотели рассказать их. Политика тактичности Маклин абсолютна, и этим она гордиться в своих объявлениях в "New Yorker" и журналах бывших выпускников Гарварда и Йельского Университета. Даже сегодня, когда разговоры об умственных заболеваниях уже не кажутся странными, пациенты шикарного Павильона прибывают в клинику, привлеченные обещанием о сохранении в полном секрете историй их болезни.
Номера люкс с каминами, персидскими коврами, серебряной посудой и комнатами для прислуги. Но, правда, зеркала всегда были металлическими, чтобы предотвратить попытки пациентов перерезать себе вены. Организуя столь пышные апартаменты, работники центра пытались избавить своих пациентов от эмоциональной травмы, связанной с отъездом из принадлежавших им роскошных домов. В 1994 году, из-за экономических проблем медицинский центр был вынужден продать серебро, бывшее свидетелем той эпохи.
В настоящее время неизвестно, кто занимает роскошные апартаменты Павильона, благородного наследника Гарвард Клуба, и никто еще не рассказал о своих переживаниях, полученных во время пребывания там. Верно лишь то, что это пациенты, у которых есть достаточно денег для того, чтобы платить 2100 евро за день пребывания в этой клинике. Это шесть апартаментов класса люкс с прислугой, телефоном, отдельной ванной комнатой, кабельным телевидением, свежесрезанными цветами, которые меняют каждое утро, а, кроме того, и обстановка шикарного отеля. Существует список, желающих оказаться здесь, и пациенты попадают в клинику со всего мира для того, чтобы подвергнуться изнурительному обследованию у психиатра, которое может продлиться две недели - нечто небывалое в современной психиатрии, из-за оказываемого на нее давления, как со стороны правительств, так и со стороны страховых компаний, стремящихся к снижению стоимости лечения. И, как и всегда, Маклин гарантирует полную тактичность по отношению к своим знаменитым пациентам.
КРОВОПУСКАНИЕ, ЛОБОТОМИЯ И СОН В НЕДЕЛЮ ДЛИНОЙ.
Гидротерапия. История Маклин - это неизбежно перечень различных лечений, применявшихся в психиатрии и ее ошибок. В самом начале истории клиники были распространено гидролечение в приятной обстановке. Находясь в шотландском душе, пациенты были окружены струями воды, а приемы ванн, продолжавшиеся почти целую неделю, были настоящей революцией, если принять во внимание, что в начале XIX-го столетия больные обычно находились в заключении в зловонных камерах.
Наркотики. В самом начале ХХ-го века специалисты клиники приняли решение прекратить лечения с использованием опия и гашиша.
Лечебный сон. В середине прошлого века были и такие пациенты, которых, благодаря определенным наркотикам, погружали в сон, который мог длиться целую неделю.
Кровопускания. Хотя в Маклин говорят, что никогда слишком не доверяли этой технике, но ее применение было широко распространено вплоть до пятидесятых годов.
Шоковая терапия. Изначально с использованием инсулина, а затем с электродами, этот тип лечения стал настоящей революцией в области психиатрии, начиная с 1930 года.
Лоботомия. Хотя в клинике также утверждают, что никогда излишне не доверяли этой процедуре, тем не менее, в Маклин также использовалась техника, за которую португалец Антонио Эгасмониц (Antonio Egasmoniz) получил в 1948 году Нобелевскую премию в области медицины.
<