Москва, 12 марта 2002 года. Россия и Соединенные Штаты после 11 сентября напоминали парочку влюбленных с мечтательным взглядом. Сегодня они выглядят так, как будто собираются подавать на развод. Ряд ссор набросил пелену на сердечные отношения, которые расцвели после того, как российский президент Владимир Путин поддержал войну Соединенных Штатов в Афганистане. Объединившись в свое время против международного терроризма, эти страны сегодня ополчились друг на друга.
Последним по времени раздражителем стал доклад о политике министерства обороны США, в котором, как сообщают американские средства массовой информации, содержится подготовленный на случай чрезвычайных обстоятельств план применения ядерного оружия против семи, по меньшей мере, стран мира - включая Россию, - которые могли бы угрожать Соединенным Штатам. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов сказал, что, если эти сообщения верны, они "могут вызвать лишь сожаление и озабоченность не только России, но и всего мирового сообщества". Российский министр обороны Сергей Иванов сказал, что потребует разъяснений от министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), когда встретится с ним в Вашингтоне.
Российские консерваторы говорят, что эти сообщения доказывают, что разговоры о новой эре в отношениях между Москвой и Вашингтоном являются принятием желаемого за действительное. "России угрожает дружественный ядерный удар", таким был заголовок в ежедневной газете "Коммерсантъ". Среди либералов отмечается разочарование в связи с тем, что определенная часть вашингтонского истэблишмента все еще видит в России врага.
Доклад "О состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) США" продемонстрировал, что США все еще далеки от заявленной ими цели "пойти дальше взаимного гарантированного уничтожения к фундаментально новым, невраждебным отношениям" с Россией, заявляет директор престижного Института США и Канады Сергей Рогов. "Путин и Буш-младший (George W. Bush) говорят, что наши страны являются союзниками против терроризма, но фактически реальные стратегические отношения не изменились", - отмечает он.
Споры из-за ядерного оружия никоим образом не помогают успокоить нервы, которые и без того уже натянуты по причине разгорающейся торговой войны между двумя странами. Как очевидная ответная мера на введение администрацией Буша-младшего пошлины до 30% на импортируемую сталь, Москва в воскресенье наложила запрет на импорт американского мяса птицы, заявив, что оно не удовлетворяет российским требованиям к безопасности продуктов питания.
Но уже растут другие обиды. Россия была раздражена решением США направить военных советников в Грузию для помощи в подготовке контртеррористического подразделения. Ее также возмутило то обстоятельство, что Организация Североатлантического договора (НАТО) только что провела одно из своих крупнейших за многие годы учений в Польше и Норвегии, вблизи западных границ России. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал Анатолий Квашнин сказал, что НАТО все еще рассматривает Россию как потенциального противника, тем самым показывая, как мало изменилось после окончания "холодной войны".
Никто не предполагал, что дела пойдут таким образом. Когда в прошлом году г-н Путин поддержал антитеррористическую коалицию, были надежды на новую, великую сделку, которая поломает шаблоны "холодной войны". Г-н Путин предложил Соединенным Штатам обмениваться разведывательной информацией о террористах и согласился на развертывание американских войск в Средней Азии, когда-то российском заднем дворе. Он молчаливо согласился на расширение НАТО на восток, даже если в эту организацию будут приняты бывшие прибалтийские советские республики. В обмен он должен был получить новый договор о сокращении ядерных систем оружия, поддержку Соединенными Штатами усилий России по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и более важную роль для России в НАТО.
Но на данный момент представляется, г-н Путин мало чем может похвастать за его обхаживание Вашингтона. Прогресс в деле подписания ядерного договора является болезненно медленным: Россия говорит, что в этом повинны американцы, которые, согласно ее утверждениям, настаивают на складировании снимаемых с вооружения ядерных боеприпасов вместо того, чтобы их уничтожать. Министр иностранных дел России Игорь Иванов намекнул, что сегодня представляется маловероятным, что новый договор будет готов к подписанию к тому времени, когда в мае в Москву прибудет американский президент Джордж Буш-младший.
Что же касается НАТО, России сейчас предлагают новые отношения, для чего планируется создать Совет НАТО-Россия, в котором будут обсуждаться такие вопросы, как миротворческие операции, распространение вооружений в мире и морские и воздушные поисково-спасательные операции. Однако британская инициатива, которая дала бы России в этом альянсе широкие права по принятию решений, была заблокирована Соединенными Штатами.
А тем временем даже энтузиазм Вашингтона в связи с заявкой России на вступление в ВТО, как кажется, начинает угасать. На прошлой неделе торговый представитель США Роберт Зеллик (Robert Zoellick) сказал, что после российского запрета на ввоз американского мяса птицы конгресс США едва ли захочет отменить поправку Джэксона-Вэника (Jackson-Vanik), введенную в 1974 году санкцию, которая обуславливала предоставление Советскому Союзу статуса наибольшего благоприятствования в торговле снятием ограничений на эмиграцию. Отмена поправки Джэксона-Вэника рассматривается в России как небольшой, но важный шаг в направлении членства в ВТО.
Пока что г-н Путин не отказывается от своих решений. Он отверг националистическую критику в адрес предстоящего военного присутствия США в Грузии, давно считающейся частью российской сферы влияния, заявив, что не видит в этом "никакой трагедии" для России. По проблемам стали, цыплят и по ядерному вопросу он хранит молчание. Он отказался отвечать критикам, которые утверждают, что его внешняя политика является слишком проамериканской: при рейтинге популярности, который неизменно превышает 70%, он знает, что ему это делать не обязательно.
Однако кое-кто опасается, что, если только г-н Путин не сможет предъявить каких-то осязаемых выгод от своей прозападной политики, бюрократическое сопротивление будет возрастать. Есть множество людей, которые были бы рады увидеть, как любовные отношения между США и Россией вырождаются в очередное фиаско.