Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Великая держава в отставке оскорблена

Многие россияне считают, что дружба с Америкой носит слишком уж односторонний характер

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Со смешанными чувствами наблюдает Россия за развитием своей дружбы с США, которой она только что присягнула. Если после событий 11 сентября стране казалось, что она избрана стать новым стратегическим партнёром Америки, то теперь находит себя в списке возможных ядерных целей Вашингтона, да ещё в таком сомнительном обществе государств, таких, как Ирак, Иран, Ливия или Сирия.

Со смешанными чувствами наблюдает Россия за развитием дружбы с США, которой она только что присягнула. Если после событий 11 сентября стране казалось, что она избрана стать новым стратегическим партнером Америки, то теперь находит себя в списке возможных ядерных целей Вашингтона, да еще в таком сомнительном обществе государств, таких, как Ирак, Иран, Ливия или Сирия. "Россию ожидает дружественный ядерный удар", - так озаглавлен материал на эту тему в газете "Коммерсант". Газета "Известия" сопроводила свой материал о визите министра обороны Сергея Иванова в США иллюстрацией под названием "Образ друга". Прощание с образом врага остается трудным.

Официальная Москва значение стратегических ядерных планов Пентагона приуменьшает. Некоторые комментаторы подчеркивали, что Россия в докладе представлена не в такой уж степени врагом. Однако американские ядерные планы проблематичны для руководства по другой причине: президент Владимир Путин теряет поддержку своего прозападного курса, который и без того не приветствует часть политической элиты.

Комплексы, которыми страдают элиты

Среди генералов и политиков бродит недовольство. При этом нельзя недооценивать комплекс неполноценности российских элит, которые принимают лично на свой счет и глубоко переживают падение своей страны с высот мировой державы и ее превращение в державу региональную. В то время, как президент разобрался, что Россия больше не является великой державой, там, тем не менее, откровенно ждут, что с ними будут обращаться как с равными. С учетом этого откровенная склонность американцев к действиям в одностороннем порядке оказывает такое же действие, что и бульдозер, который нивелирует любое зарождающееся взаимопонимание.

При этом перечень уступок с российской стороны прочитывается как одна сплошная сдача позиций: после событий 11 сентября Россия открыла свое воздушное пространство для американских самолетов и дала согласие на дислокацию американских военнослужащих на территории стран Средней Азии. Она закрыла свою станцию прослушивания на Кубе и военно-морскую базу во Вьетнаме. Теперь американские военные советники сидят уже на Кавказе, в Грузии. Вашингтон же, напротив, вышел в одностороннем порядке из Договора по ПРО об ограничении систем противоракетной обороны. В ходе расширения НАТО в числе ее членов могут оказаться в ноябре также три государства Балтии. И вместо ожидавшейся экономической поддержки Москве между двумя государствами разгорелась экономическая борьба, в ходе которой речь идет о российской стали и американском курином мясе.

Поэтому вряд ли может удивить то, что в ходе последних опросов 46 процентов опрошенных посчитали, что в двусторонних отношениях с Америкой после событий 11 сентября ничего не изменилось. Одновременно высокий рейгинг президента Путина, между тем, показывает, что внутри страны меньше задумываются о плюсах и минусах во внешней политике.

Еще одним фактором, осложняющим отношения, является иракский вопрос. Россия является с середины девяностых годов главным защитником Багдада в Совете безопасности Организации Объединенных, она постоянно активно выступала за снятие санкций. Слухи относительно предстоящего нанесения американцами удара по Ираку воспринимаются с растущей озабоченностью уже по одной этой причине. Не случайно Россия усиливает давление на Багдад, чтобы тот снова допустил в страну военных инспекторов. Если не будет найдено доказательств наличия оружия массового уничтожения, экономические санкции должны быть сняты, потребовал министр обороны Сергей Иванов. Министр иностранных дел Игорь Иванов вчера повторил российское кредо: "Мы выступаем за политическое урегулирование ситуации вокруг Ирака на основе резолюций ООН и принципов международного права".

За этим стоят не какие-то связи эмоционального характера, как это было в случае с Сербией, а, прежде всего, - коммерческие интересы. Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) должен стране еще с советских времен восемь миллиардов долларов США и рассчитывает возвращать часть этого долга предоставлением концессий на добычу нефти. А в 2001 году он пообещал России большую часть иракских сделок, которые возможны в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Российские нефтяные компании ждут теперь снятия санкций, чтобы начать активный бизнес в Ираке. Речь при этом идет об инвестициях на миллиарды долларов.

Саддам, тем временем, сумел воспользоваться российскими великодержавным комплексом и экономическими интересами в своих интересах. Но есть вопрос, удастся ли ему делать это и в будущем. США и Россия пытаются в настоящее время договориться о перечне разрешенных к ввозу в Ирак товаров. Целью этого является улучшение снабжения населения. Переговоры оценивают в российском Министерстве иностранных дел как "конструктивные и откровенные". Однако между этим сотрудничеством и ожиданием военной операции США против Ирака дистанция огромного размера.

Независимый политолог Лилия Швецова советует своему президенту, чтобы тот не впутывался в иракский вопрос и занял выжидательную позицию. Это, по ее словам, в данный момент это единственно верный шаг, поскольку сил, чтобы повлиять на ситуацию, не хватает. Политолог, впрочем, относится в стране к числу немногих, кто думает так. Большинство голосов свидетельствует о растущем недовольстве.