13 марта 2002 года. Того, кто внимательно следит за тем, как запыхавшиеся средства массовой информации (СМИ) освещают всплывший на прошлой неделе доклад администрации Буша-младшего (George W. Bush) о новой американской ядерной стратегии, можно оправдать, если он подумает, что в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) контроль захватил доктор Стрейнджлав (герой популярного голливудского боевика "Dr. Strangelove" - прим. пер.). Как написано в газете "The New York Times", Америка ведет себя как "Ядерный Изгой". "Если предложения Пентагона станут американской политикой┘ другие страны могут прийти к заключению, что им нет резона оставаться неядерными", - говорится в одной передовой статье.
Если судить по сообщениям СМИ, президент Буш-младший предлагает опасный политический курс, который приблизит мир к ядерной войне. Названные в докладе "О состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) США" страны быстренько откликнулись. Китай заявил, что шокирован, "глубоко шокирован" тем, что его включили в перечень целей, и что он требует "недвусмысленных разъяснений". Иран, причисленный к "Оси Зла", заявил, что доклад сам по себе является эквивалентом террористического акта.
Давайте остановимся и переведем дух. Действительно ли мы собираемся наносить ядерные удары по разным странам, от России до Ливии и Северной Кореи? Нет. То, что говорит правительство относительно того, что оно будет делать со своим ядерным оружием, и то, что оно действительно намеревается с ним делать, редко бывает одним и тем же. Общественная позиция относительно использования ядерного оружия именуется "декларативной" стратегией. А секретные планы войны - это "рабочая" стратегия. Это различие следует иметь в виду.
Как явствует из недавних сообщений, администрация Буша-младшего желает уменьшить ядерный арсенал страны примерно на две трети, в то же время увеличив диапазон возможных опций селективного применения этого оружия. Некоторые журналисты усмотрели в этих изменениях свидетельство того, что советники г-на Буша-младшего понижают порог применения оружия массового поражения (ОМП). В действительности справедливо обратное.
Новый курс администрации США является попыткой максимизировать побудительные мотивы для других стран избегать применения специального оружия - и не только ядерного, но также химического и биологического оружия, пригодных для совершения массовых убийств. Планируемые изменения представляют собой запоздалую реакцию на перемены в глобальной ситуации в сфере безопасности, которые делают более вероятными разрушительные удары по территории Америки.
Но, поскольку в сердцевине американской ядерной стратегии лежит трудная для понимания психологическая концепция, именуемая устрашением, предлагаемые изменения могут быть с легкостью поняты превратно. В этом нет ничего нового: всякие усилия по приспособлению ядерной стратегии к меняющимся обстоятельствам вызывают панические реакции СМИ, будь то доктрина массированного возмездия Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower), доктрина взаимного гарантированного уничтожения Джона Кеннеди (John Kennedy), доктрина выбора целей Ричарда Никсона (Richard Nixon) или оборонная инициатива Рональда Рейгана (Ronald Reagan).
Через десятилетие после окончания "холодной войны" может показаться разочаровывающим тот факт, что нам приходится снова обращаться к логике стратегического устрашения - многие люди надеялись, что перспектива ядерного холокоста постепенно уйдет в прошлое. Но зверства 11 сентября продемонстрировали, что подобные ожидания являются преждевременными, и вынудили администрацию США укреплять возможности страны по устрашению вероятных противников.
Устрашение - это практика предотвращения агрессии путем создания угрозы неприемлемых (для агрессора - прим. пер.) последствий. Оно использовалось на всех этапах истории для предотвращения эскалации конфликтов. Многие историки считают, что Гитлер не прибегнул к отравляющим веществам во второй мировой войне из страха перед ответным применением таких веществ (в результате газовой атаки в первой мировой войне он временно потерял зрение).
С появлением атомного оружия теоретические постулаты, положенные в основу устрашения, были тщательно систематизированы такими учеными, как Альберт Вольстеттер (Albert Wohlstetter) и Генри Киссинджер (Henry Kissinger). Главная дилемма, которую представляет подобное оружие, состоит в том, что его разрушительная мощь делает защиту от него очень трудной. Даже если всего десяток бомб сумеют прорваться через оборону, они нанесут огромный урон. Внезапное нападение может оказаться настолько разрушительным, что подвергнувшаяся нападению страна утратит способность к ответному удару.
Ядерное устрашение было задумано для того, чтобы стабилизировать рискованный баланс. В сущности, оно стремится гарантировать, что никакой ядерный агрессор не сумеет избежать уничтожения, тем самым минимизируя побудительные мотивы к нападению. У этой концепции есть значительные ограничения, особенно, когда речь идет о иррациональных или склонных к авантюрам противниках, но, после того как Советский Союз достиг ядерного паритета ( с Соединенными Штатами - прим. пер.), устрашение стало многим казаться единственной жизнеспособной опцией для обеспечения национального выживания.
Главная проблема с устрашением - это что оно является психологической концепцией. Оно не сработает, если только противник не будет уверен, что у вас имеются возможности и воля осуществить свою угрозу возмездия. В последний период "холодной войны" было проведено множество исследований с целью разработки таких ядерных сил, которые не только были бы способны к ответному удару, но и не оставляли у потенциального противника сомнений в отношении этой своей способности. А это значило, что нельзя угрожать ядерным Армагеддоном в ответ на ограниченные провокации, поскольку подобное поведение представляется невероятным и, следовательно, не пригодно для устрашения.
Точно так же, как и Советы, президент Рейган считал, что самым могущественным устрашением является не вызывающая сомнений способность вести и выигрывать ядерные войны. Все его стратегические инициативы - совершенствование стратегических наступательных сил, эффективная защита от ядерного оружия, обеспечение преемственности государственного руководства - были направлены на поддержку этой цели. Значительная часть ученых и политиков понемногу стала разделять его взгляды, причем не потому, что он хотел вести подобные войны, а потому, что он хотел предотвратить такую войну.
Все эти рассуждения до событий 11 сентября казались древней историей. В годы "холодной войны" американская ядерная стратегия фокусировалась исключительно на Советах, а потому, как только коммунизм рассыпался, утвердилось мнение, что ядерные силы стали менее важными. Хотя администрация Буша-младшего и начала пересмотр ядерной стратегии и состава СЯС США в пределах нескольких недель после своего прихода к власти, главным направлением ее усилий было резкое сокращение размеров стратегического арсенала и отыскание других средств устрашения потенциальных противников.
События 11 сентября не особенно повлияли на этот импульс, скорее они его смягчили, повысив информированность администрации, что не все механизмы массового уничтожения являются ядерными и не все потенциальные агрессоры - русскими. Советники г-на Буша-младшего по-прежнему хотят сокращения ядерного арсенала США, но они хотят также иметь возможность использовать то, что останется, для укрепления возможностей устрашения в новом мире более разнообразных угроз.
Подготовленный по требованию конгресса доклад "О состоянии СЯС США", ценен тем, что позволяет усилить эффект устрашения, посылая потенциальным преступникам, замышляющим массовое убийство людей, таким, как Ирак и Северная Корея, сигнал, что их порочное поведение может повлечь страшное наказание. Другим путем создания более действенных возможностей устрашения является разработка новых типов ядерного оружия, которые могут эффективно противодействовать вновь выявившимся угрозам, например, поражать высокозащищенные подземные командные центры или биологические лаборатории.
Ядром возможностей страны по устрашению потенциальных противников останутся баллистические ракеты морского и сухопутного базирования, подкрепленные обладающими высокими боевыми возможностями обычными и специальными силами. Предлагаемые г-ном Бушем-младшим скромные изменения просто позволят разубедить агрессоров нового толка нападать на Америку и ее союзников. Если устрашение все-таки не возымеет действия, тогда Соединенные Штаты постараются разгромить этих врагов при минимальном практически возможном уровне насилия.
Г-н Буш-младший и его советники почти не имеют иллюзий относительно своей способности договариваться с такого рода людьми, какие входят в террористическую организацию "Аль-Каида". Но даже сильно заблуждающийся агрессор испытывает некоторый страх, и этим страхом можно манипулировать с целью ограничения его действий. Предлагаемый пересмотр американской ядерной стратегии позволит более точно нацелиться на подобные чувства страха и отодвинуть как можно дальше перспективу войны с применением ОМП.