Роберт Макнамара был министром обороны Соединенных Штатов с 1961 по 1967 год. Томас Грэхем являлся специальным представителем президента по контролю за вооружениями и разоружению в администрации Клинтона, в настоящее время он является президентом Союза юристов за мировую безопасность (Lawyers Alliance for World Security).
Во время "холодной войны" мир поддерживался доктриной "гарантированного взаимного уничтожения", которая просто означала, что у каждой стороны есть возможность нанесения ответного удара. Это было сдерживающим фактором для ядерной войны. В основе этой доктрины лежали Договор об ограничении систем противоракетной обороны и другие договоры, ограничивающие использование наступательных ядерных сил. Они также послужили основой и для прекращения гонки вооружений.
Сейчас администрация Буша (Bush) перешла к новой ядерной доктрине, которую один комментатор назвал "односторонним гарантированным уничтожением".
В случае, если просочившийся недавно в прессу доклад "О состоянии стратегических ядерных сил США" станет официальной политикой, нам следует ожидать распространение ядерного оружия по всему миру. Мы будем жить в гораздо более опасном мире, и уровень безопасности Соединенных Штатов будет гораздо более низким.
Согласно сообщениям, рассказывающим о Докладе, Россия все еще является возможной мишенью, однако, более вероятно, мишенью для наступательных сил, чем для сил нанесения ответного ядерного удара. Китай также может стать мишенью, а возможным основанием для ядерного удара рассматривается "военная конфронтация из-за статуса Тайваня".
Доклад "О состоянии стратегических ядерных сил США" на этом не останавливается. Он открыто перечисляет Ливию, Сирию, Ирак, Иран и Северную Корею в качестве потенциальных целей для ядерных сил Соединенных Штатов, не прибегая к намекам, использовавшимся в предыдущих докладах. Возможно, единственное, что объединяет эти пять государств, это то, что все они являются неядерными странами - членами Договора о нераспространении ядерного оружия.
На протяжении тридцати лет этот Договор предотвращал распространение ядерных материалов по миру, которое, если бы имело место, могло бы существенно повлиять на безопасность Соединенных Штатов.
Как бы то ни было, проблема заключается в том, что в 1978 году, для укрепления Договора, Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз официально пообещали никогда не использовать ядерное оружие против стран - участников Договора, за исключением случаев нападения неядерной страны в союзе с ядерной державой. (Для ответа на атаки с применением химического или бактериологического оружия исключений сделано не было).
Это обязательство, к которому присоединились Франция и Китай, было подтверждено в 1995 году.
182 не обладающих ядерным оружием государства, в обмен на согласие никогда не приобретать ядерное оружие, попросили пять ядерных держав обещать никогда не нападать на них с применением такого оружия. Это была, возможно, самая справедливая просьба в истории международных отношений. Это произошло в апреле 1995 года, в связи с принятием резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Однако план Пентагона подрывает доверие к этому обязательству, которое укрепляет Договор о нераспространении.
Более того, основной подтекст Доклада "О состоянии стратегических ядерных сил США" - заключающийся в том, что Соединенные Штаты оставляют за собой право нацелить свое ядерное оружие против любой страны в любой момент - сам по себе может способствовать увеличению риска распространения ядерного оружия. Если какая-либо страна начинает считать, что она теряет благосклонное отношение Вашингтона, о чем она подумает в первую очередь? Цитата высказывания министра обороны Индии Джорджа Фернандеса (George Fernandes) проливает некоторый свет на этот вопрос: "Перед тем, как бросать вызов Соединенным Штатам, необходимо сначала приобрести ядерное оружие".
Наконец, Доклад, судя по всему, излагает сорокалетний план разработки и приобретения ядерного оружия. Сообщается, что в нем говорится о необходимости разработки и создания пусковых установок воздушного, надводного и наземного базирования к 2020, 2030 и 2040 годам, и призывает к созданию боеголовок малой и изменяемой мощности, что, возможно, потребует проведение ядерных испытаний. Сохранение постоянных обоснований для существования мощного ядерного арсенала и возобновление ядерных испытаний вступает в противоречие с ключевыми обязательствами Соединенных Штатов.
Все эти вопросы слишком важны для того, чтобы администрация решала их самостоятельно. Необходимо проводить в Конгрессе полномасштабные открытые обсуждения по будущей судьбе принципа ядерного сдерживания и режима нераспространения ядерного оружия.