Нью-Йорк. Узбекистан, который имеет общую границу с Афганистаном и в котором есть свое собственное террористическое движение, разместил на своей территории американские войска. Узбекский руководитель, Ислам Каримов, несомненно, заработал на этом очки.
Однако у президента Каримова, который встречается с президентом Бушем в Вашингтоне на этой неделе, есть и темная сторона. Его правительство выказывает мало уважения правам человека и сурово подавляет политическую оппозицию.
Действительно, хотя Каримов и использовал недавнюю террористическую угрозу для оправдания подавления своих оппонентов, он борется с оппозицией уже много лет.
В 1992 году Каримов запретил все мирные демократические партии. На протяжении долгого времени он осуждал своих политических оппонентов по сфабрикованным обвинениям в "антигосударственной деятельности". Он практически полностью контролирует средства массовой информации. Политические оппоненты исчезли. Мирные лидеры узбекской оппозиции, находившиеся в соседних странах, были оттуда похищены. Политические заключенные погибли от пыток.
В то же самое время, перед Каримовым стояла угроза со стороны экстремистских партизанских и террористических движений, особенно со стороны связанного с "Аль-Кадой" Исламского движения Узбекистана. Движение придерживается революционной идеологии и финансируется из средств, поступающих из Саудовской Аравии, а также за счет обильных денежных вливаний узбеков, которые осели в Саудовской Аравии и которые, как говорит автор Ахмед Рашид (Ahmed Rashid), близки к бывшему руководителю саудовской разведки принцу Турки Аль-Файсалю (Prince Turki al-Faisal).
В дополнение к этому в Узбекистане широко распространяются призывы тайного политического движения "Хизб-Ут-Тахрир", которое придерживается политики сурового джихада против правителей, таких как, например, Каримов, которого оно называет неверующим и подавляющим ислам.
Эта подпольная партия стремится очистить Среднюю Азию от всех других религиозных групп, включая мусульман-шиитов. Некоторые наблюдатели говорят, что она скорее всего связана с торговлей наркотиками, что она сотрудничает с Исламским движением Узбекистана, и что некоторые из ее руководителей на практике осуществляют то, о чем говорят: сурово свергают руководителей, которых они считают виновными в неверии в ислам.
Исламское движение Узбекистана может даже представлять угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов. В документе, появившемся в октябре прошлого года на сайте движения "Хизб-Ут-Тахрир", говорилось, что "Соединенные Штаты и весь мусульманский мир находятся в состоянии войны".
Группы, проповедующие ненависть и насилие, представляют собой сложную проблему даже для демократий. Многие демократические страны, например Германия, запретили группы и издания, проповедующие ненависть и насилие.
В контексте растущего в Узбекистане терроризма запрет таких организаций может быть оправдан, однако запрет изданий и движений, борющихся за права человека и демократию, оправдан быть не может.
Новые взаимоотношения Соединенных Штатов с Узбекистаном предоставляют Вашингтону возможность обратить внимание на нарушения этим режимом прав человека, и дают президенту Бушу возможность надавить на Каримова, чтобы он позволил мирной критике существовать в своей стране.
Каримов будет восприимчив к давлению, так как он нуждается в Соединенных Штатах больше, чем США нуждаются в нем для ведения войны с терроризмом. Военные действия США в Афганистане ослабили угрозу Исламского движения Узбекистана, которое проходило подготовку у движения "Талибан" и пользовалось его защитой. Любые операции, затеянные остатками Исламского движения Узбекистана, будут подавлены. Таким образом, Каримов не может утверждать, что террористическая угроза мешает проведению реформ.
Узбекская Организация соблюдения прав человека призвала Соединенные Штаты надавить на Каримова, чтобы он легализовал демократическую оппозицию и позволил вернуться политическим беженцам. Буш должен надавить на Каримова, чтобы он прекратил репрессировать борцов за права человека и политических активистов, узаконил гражданские группы, позволил пересмотреть дела примерно 8000 политических заключенных и вернул права политическим партиям.
Визит Каримова в Соединенные Штаты дает Бушу возможность показать, что США могут сочетать войну с терроризмом с поддержкой прав человека и демократических реформ в репрессивных режимах.
Власти Узбекистана могут укрепить свою безопасность, прекратив репрессивную деятельность против защитников прав человека, установив верховенство закона, и разрешив существование свободных средств массовой информации и гражданского общества.