Его предшественник Вячеслав Штыров был избран президентом Республики Саха (Якутия), расположенной в Центральной Сибири и являющейся родиной российских бриллиантов. Катанин получает для "Алросы" новые свободы. Дело в том, что в конце декабря "Алроса" и квази-монополист на мировом рынке компания "De Beers" заключили рассчитанный на пять лет договор о поставках российских алмазов для южноафриканцев. Согласно договору, "АЛРОСА" будет поставлять большую часть добываемых алмазов в фирмы знаменитого семейства Оппенгеймеров (Oppenheimer) - 50% российской добычи алмазов на сумму 4 млрд. долларов США в течение пяти лет. Это, считают, в компании "De Beers", послужит стабилизации цен.
Но наряду с компанией "De Beers", которая до сих пор контролировала 95% российского экспорта, примерно, 20% российских драгоценных камней будет экспортировать алмазный концерн "Алмазювелирэкспорт", если на этот счет будет подписан соответствующий указ президента. К тому же больше алмазов будет попадать на российский рынок: на 800 млн. долларов США в этом году и 1 млрд. долларов США в 2006 году. Эти алмазы могут быть, однако, и экспортированы.
Москва дала согласие на подписание пятилетнего плана с компанией "De Beers", чтобы стабилизировать цены на алмазы, которые в последнее время сильно колебались. Официально Россия обосновала свое стремление к независимости от Оппенгеймеров тем, что нуждается в большем количестве сырья для ювелирной промышленности, поскольку расширяет свои мощности гранильные предприятия. "Половины добываемых сырых алмазов для внутреннего рынка недостаточно, - считает вице-президент российской Ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян. - Нам в связи с ростом рынка в стране необходимы 70% добываемых алмазов".
Между тем, столичные эксперты опасаются, что Кремль меньше беспокоят проблемы отечественных производителей бриллиантов, чем желание продавать сырые алмазы по всему миру, минуя компанию "De Beers", и получать за это больше денег. До сих пор, говорят эксперты, Москва поставляет контрабандные драгоценные камни на сумму от 100 до 200 млн. долларов США. Это выхолащивает ценовую политику южноафриканцев.
Однако с ценами может оказаться не все в порядке и из-за борьбы вокруг "Алросы": Кремль как федеральный центр и Республика Саха (Якутия) спорят по поводу своего контроля над алмазодобытчиками. По 32% акций концерна принадлежат федеральному и якутскому правительствам. 8% находятся в руках якутских деревень, где расположены глубокие открытые карьеры, 23% принадлежат коллективу предприятия и 5% - военному фонду "Гарант". Однако прибыли и налоги "Алросы" к неудовольствию Кремля остаются в Сибири.
Москва оказала поддержку на выборах бывшему главе "Алросы" Штырову с тем, чтобы он ушел с капитанского мостика алмазодобытчиков. Но план поставить во главе "Алросы" человека, верного Москве, провалился. Назначение Калитина считалось компромиссом, сражение за "Алросу" еще не завершилось.
В прошлом году концерн "Алроса" добыл алмазов на сумму 1,63 млрд. долларов США, в 2002 году эта цифра должна составить 1,6 млрд. долларов США. Это почти 100% российской и 20% мировой добычи. В общей сложности ежегодный оборот российского алмазного рынка составляет от 2,2 до 2,3 млрд. долларов США, из которых 700-800 млн. долларов США приходятся на бриллианты. Концерн "Алроса" должен каждый год получать от правительства разрешение и квоту на экспорт.