Директор Института стратегических исследований Франсуа Гейсбур (1) анализирует эволюцию американской атомной стратегии
"Le Figaro". - Произвели ли события 11 сентября революцию в американской военной сфере, на этот раз не области обычных вооружений, но ядерного оружия?
Франсуа Гейсбур. - И да, и нет. Тот факт, что такие страны как Сирия, Северная Корея или Иран названы потенциальными целями, не имеет решающего значения. Напротив, то что Россия больше не находится в центре ядерных расчетов Америки, мне представляется более важным, чем гипотеза о новом применении ядерного оружия, на которой сфокусировано общее внимание. Десять лет спустя после развала, бывший СССР перестал быть мерой американских усилий и способов применения ядерного оружия. Это важный, фундаментальный и положительный поворот.
- Однако, нет ли явных изменений в ядерной доктрине?
- Ничего особенно нового с этой стороны. Я не вижу больших терминологических различий относительно документов НАТО времен холодной войны. Стратегия сдерживания, будь она русской, французской или китайской, всегда зависит от желания и возможностей. "Красные линии" прочерчены, и заявления о готовности применить ядерное оружие делаются в целях устрашения. Новизна лишь в том, что этими линиями очерчен круг новых стран, подозреваемых в создании оружия массового поражения.
- Создание микро-бомб, однако, является к шагом к применению ядерного оружия.
- Тактическое атомное оружие малой мощности существует уже давно. Во время холодной войны американцы располагали бомбами "Davy Crockett", с небольшим радиусом действия. Франция меньше продвинулась в этом вопросе, но были созданы бомбы "Pluton" с радиусом действия в 100 км.
- Изменение американской стратегии будет иметь последствия для французской политики сдерживания?
- Не думаю. Во всяком случае, изменения не будут носить фундаментальный характер и не коснутся доктрины. Напротив, начало дебатов о ядерном оружии, о их законности и приемлемости, в связи с изменением американской доктрины, вновь привлечет внимание к арсеналам некоторых ядерных держав, в том числе и Франции. Это сделает политику в атомной сфере более уязвимой, в связи с возможным ростом движения протеста.
- Почему споры начинаются сейчас?
- Утечка информации не случайна. Одна из целей - начало дебатов по поводу того, что может произойти во время возможной американо-иракской войны.
(1) Последняя опубликованная работа: Гипертерроризм: новая война. Изд. Odille Jacob, Paris, 2001.