Всякие там капитаны Рено (Renaults) здесь и заграницей, которые прикидываются, что "шокированы" новой ядерной стратегией Соединенных Штатов, ведут себя очень неискренне. Да, действительно, Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) разработал планы на чрезвычайный период, которые предусматривают возможность применения ядерного оружия против потенциальных противников Соединенных Штатов. Это именно то, чего и ожидают от военных стратегов - планирование на случай войны.
Вопреки предупреждениям любителей сенсаций, которые якобы знают лучше, это не первый шаг на пути к ядерному Армагеддону. Подготовка к действиям в чрезвычайный период есть ничто иное, как здравый смысл, особенно во время войны. Тем более, когда потенциальная угроза исходит от оружия массового поражения (ОМП), способного убить миллионы людей. Наши генералы не выполняли бы своих обязанностей, если бы делали вид, что Соединенные Штаты не стоят перед потенциальными угрозами со стороны семи названных в докладе стран: России, Китая, Северной Кореи, Ирана, Ирака, Ливии и Сирии. Быть может, критики предпочитают, чтобы мы нацелили наши средства ядерного нападения на Париж?
Новая ядерная стратегия является шагом вперед в двух отношениях. Первое, она является формальным признанием, что целью американского ядерного арсенала больше не является сдерживание путем устрашения от массированного нападения единственной в мире другой сверхдержавы. Хорошая новость в том, что США и России больше нет необходимости нацеливать друг на друга тысячи смертоносных систем оружия. Стратегия, позволявшая держать под контролем ядерное оружие на протяжении полстолетия, не пригодна в мире, где угрозу представляет горсточка систем оружия в руках Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) или государства-изгоя.
Более важно то, что в докладе "О состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) США" делается попытка найти способ сделать ядерное оружие эффективным средством устрашения этих противников нового типа. В отличие от Советского Союза, усамы бен ладены нашего мира - а, быть может, и саддамы хуссейны (Saddam Husseins) - ясно дают понять, что едва ли их станет всерьез волновать, сколько может погибнуть мирных людей или сколько может быть разрушено городов при ядерном взрыве. Вот почему Пентагон предлагает создать новое поколение заглубляющихся в землю ядерных боеприпасов, способных уничтожать подземные сооружения, которые в данное время недоступны для обычных бомб.
Это стратегия оборонительная, а не наступательная. Здесь преследуется цель приобретения способности уничтожать центры боевого управления или предприятия по производству вооружений до того, как противник осуществит нападение на Соединенные Штаты или их союзников. Нетрудно вообразить себе сценарии, где ядерная бомба может стать более безопасным, быстрым и более моральным оружием. Например, упреждающий удар по расположенному глубоко под землей вражескому командному центру мог бы спасти миллионы невинных жизней. Точно так же бывают случаи - например, при перехвате летящей ракетной боеголовки в биологическом или химическом снаряжении - когда обычный боеприпас может причинить более серьезный урон, чем ядерный. При подрыве обычного боеприпаса вблизи такой боеголовки смертоносная субстанция может быть рассеяна над обширной территорией.
После истерии, которая разразилась на прошлой неделе, когда в средства массовой информации (СМИ) просочились сведения о докладе, мы были рады стать свидетелями инъекции в эти дебаты дозы здравого смысла человеком, который кое-что смыслит в ядерной стратегии, министром иностранных дел России.
Выступая в Москве, Игорь Иванов предложил точку зрения, что нет ничего исключительного в том, что ядерная держава выбирает цели для удара. "Понятно, что ядерная держава должна намечать точки, по которым будет наноситься ядерный удар в случае кризиса или конфликта", - сказал он. Г-н Иванов, однако, подверг сомнению "своевременность" доклада, что нам представляется справедливой критикой. Доклад был бы куда более эффективным, если бы администрация США опубликовала его несекретный вариант и начала публичные дебаты на своих условиях. Вместо этого, условия публичной дискуссии смогли продиктовать критики, а администрации осталось только защищаться.
Вчера в Вашингтоне, на пресс-конференции с другим г-ном Ивановым (Сергеем, российским министром обороны) министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) подчеркнул, что доклад "О состоянии СЯС США" "не является документом оперативного планирования". Он всего лишь излагает "благоразумные потребности в устрашении в 21-м веке". С этим трудно спорить.