Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Странные ущелья Грузии

Грузия объявляет о первом успехе в антитеррористической кампании, однако у страны есть и другие проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские военнослужащие подразделений специального назначения еще не прибыли в Грузию, а некоторые чеченские боевики уже покидают Панкисское ущелье, заявили на этой неделе грузинские официальные лица. Как бы то ни было, очень быстро стало понятно, что вмешательство Соединенных Штатов способствовало началу нового раунда подковерной борьбы между Грузией, Россией, Абхазией, Южной Осетией и чеченскими мятежниками.

Американские военнослужащие подразделений специального назначения еще не прибыли в Грузию, а некоторые чеченские боевики уже покидают Панкисское ущелье, заявили на этой неделе грузинские официальные лица. Как бы то ни было, очень быстро стало понятно, что вмешательство Соединенных Штатов способствовало началу нового раунда подковерной борьбы между Грузией, Россией, Абхазией, Южной Осетией и чеченскими мятежниками. До настоящего времени Организация Объединенных Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не смогли способствовать заключению какого-либо соглашения.

По сообщению информационного агентства "Reuters", заместитель министра обороны Грузии Гела Бежуашвили (Gela Bezhuashvili) заявил 7 марта этого года, что "небольшая группа" чеченских боевиков покинула убежище в Панкисском ущелье. Бежуашвили сказал, что он считает, что за ними последуют практически все боевики. Независимого подтверждения данной информации не поступало.

Бежуашвили утверждал, что чеченские мятежники направились на север через труднопроходимые Кавказские горы и вернулись в Чечню. Вместе с тем, министр безопасности Грузии Валерий Хабурдзания (Valeri Khaburdzania) сказал, что некоторые чеченские боевики и члены "Аль-Каиды" двинулись на запад - в направлении от Чечни - с тем, чтобы спрятаться в Кодорском ущелье. Он заявил, что они находятся в данное время на территории, контролируемой Абхазским правительством. 7 марта, во время переговоров, на которых обсуждались произошедшая в прошлом году эскалация насилия и возникшие в этом году пограничные споры, Тбилиси отказался вывести 300 своих военнослужащих из этого ущелья.

По данным радиостанции "Radio Free Europe/Radio Liberty", первый вице-премьер Абхазии Рауль Хаджимба (Raul Khazhimba) признал, что в абхазской части ущелья видели группу вооруженных мужчин. Хабурдзания ранее заявлял, что Вашингтон не должен ограничивать свое внимание только Панкисским ущельем, так как, по его утверждениям, боевики "Аль-Каиды" бежали через территорию Абхазии. Хаджимба не стал обвинять Грузию в том, что она способствовала проникновению иностранных боевиков в Кодорское ущелье, как это было, когда абхазские войска столкнулись с ними в октябре прошлого года. Тем не менее, как передает агентство "Caucasus Press", глава службы безопасности Абхазии утверждал, что Грузия планировала похитить в столице Абхазии Сухуми группу сотрудников ООН, с тем, чтобы создать повод для нападения на Абхазию при поддержке американских войск.

Чтобы рассеять сомнения о намерениях Соединенных Штатов, и Вашингтон и Тбилиси повторно высказались о том, что американские военнослужащие в Грузии будут только обучать четыре грузинских батальона, а не принимать участие в боевых действиях. Также, как передает "Radio Free Europe/Radio Liberty", министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили (Irakli Menagharishvili) назвал информацию о том, что Грузия может служить базой для осуществления атак против Ирака лежащей "в области научной фантастики". В дополнение ко всему этому, министр иностранных дел России сообщил 7 марта, что он получил заверения Вашингтона в том, что обученные американцами войска не будут принимать участие в конфликтах Грузии с Абхазией и с другой мятежной республикой, Южной Осетией.

Пока нет признаков того, что удалось убедить Грузию вывести ее войска из Кодорского ущелья, а Россию - соблюдать соглашение 1999 года о выводе двух военных баз с территории Грузии; также не удалось убедить Абхазию рассмотреть какую-либо форму конституционного соглашения о своем статусе в составе Грузии. Вместо этого, Абхазия 2 марта провела парламентские выборы, которые были бойкотированы оппозицией, не признаны Организацией Объединенных Наций и названы Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе бесполезными. В те же самые выходные эта отколовшаяся республика обратилась к Российской Федерации с просьбой стать ее "ассоциированным членом", передает агентство "Caucasus Press".

6 марта в российской Государственной Думе вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии был поставлен на голосование. Подавляющим большинством голосов была одобрена резолюция о том, что необходимо признать за двумя республиками право иного "выражения свободного выбора" в случае срыва мирных переговоров. Из этого следует, что Дума может, судя по всему, предложить изменить конституцию.

Некоторые грузинские парламентарии заявляют, что они будут настаивать на том, чтобы признать независимость Чечни в случае, если Москва признает Абхазию и Южную Осетию как независимые государства. Шеварднадзе также высказался по данному вопросу 4 марта, заявив, что "если Государственная Дума будет как-то гарантировать независимость или ассоциированное членство (Абхазии или Южной Осетии), то это будет означать начало распада самой России". Этим заявлением Шеварднадзе, возможно, сыграл на старом опасении России, что, предоставив независимость Чечне, Москва может столкнуться с такими же трудностями и в других южно-кавказских республиках.

Будут ли эти сложные ситуации постепенно распутываться или окажутся еще более запутанными, будет сильно зависеть от того, как выдержат президенты Владимир Путин и Шеварднадзе давление на них внутри своих стран. Путин борется с несогласием Государственной Думы и министра иностранных дел Игоря Иванова, которые рассержены и встревожены вторжением Соединенных Штатов в Среднюю Азию и на Кавказ, которые Россия традиционно рассматривает как сферу своего влияния. Перед Шеварднадзе стоят еще большие проблемы. Более 200 тысяч беженцев, находящихся на территории Грузии после конфликта с Абхазией 1992-1993 годов, требуют предоставить им возможность вернуться в свои дома, а некоторые группы, по словам представителя грузинского президента, настроены воссоединиться с Абхазией. Больше того, его политический вес уменьшился после политического кризиса, произошедшего в ноябре 2001 года, а также после недавней смерти главы Совета безопасности Грузии Нугзара Саджая (Nugzar Sajaia), его давнего союзника.