Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восстановление Чечни по образцу и подобию потёмкинских деревень

Москва выделяет Чечне немало денег, но куда они исчезают?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Условия для расхитителей со служебными удостоверениями в Чечне лучше, чем в любом ином регионе России: наряду с федеральным правительством лямку по восстановлению республики тянут ещё 24 министерства и ведомства, и все √ со своими бюджетами и бухгалтериями

Стол, стул, кровать. На кухне полные воды ведра, поскольку вместо водопровода - колонка на улице. Место никак не тянет на резиденцию заместителя министра. Но когда Исса Дудаев, отвечающий как заместитель министра здравоохранения за строительные работы, отодвигает в сторону кусок пластика в оконной раме, он видит, что у многих соседей дела идут еще хуже. В доме напротив некоторые этажи, там, куда попадали российские снаряды, представляют собой одну сплошную брешь. Со здания справа грозит упасть на детскую площадку весящая не одну тонну бетонная плита.

Когда наступает вечер, Дудаев - 50-летний мужчина с зачесанными назад черными волосами с седыми усами - может или смотреть телевизор или наблюдать за пляшущим огнем газовых факелов на дворе. Они - единственное освещение в ночном Грозном.

Сначала Москва сравняла мятежную кавказскую республику бомбами с землей, теперь она обещает Чечне возрождение из руин. В 2001 году Грозному из федерального бюджета было выделено 4,5 миллиарда рублей (166 миллионов евро), кроме этого, 370 миллионов евро предоставили министерства и ведомства, газовый монополист Газпром и железная дорога. В этом году предусмотрено выделение в общей сложности 34 миллиардов рублей (1,25 миллиардов евро) - немного с точки зрения разрушенной страны, но для России, весь бюджет которой составляет 70 миллиардов евро, сумма довольно большая.

В перечне самых приоритетных проектов - восстановление больниц и станций "скорой помощи": для многих чеченцев, обессилевших в результате войны и изгнания, медицинское обеспечение крайне необходимо. Однако опыт заместителя министра Дудаева и других не обещает в плане восстановления ничего хорошего: ремонтные работы по образцу и подобию потемкинских деревень, испорченные продукты питания, исчезнувшие гуманитарные грузы, поддельные счета - все это, по словам Дудаева, вещи для Грозного актуальные. "С такой коррупцией, как сегодня, я еще не встречался за 27 лет, что нахожусь на государственной службе, - сказал инженер-строитель корреспонденту "Frankfurter Rundschau". - Даже при Джохаре Дудаеве и Аслане Масхадове (президент Чечни в период фактической независимости Чечни) так бесцеремонно не воровали. И органы юстиции до сих пор не очень-то интересуются этим".

В том, что в ходе восстановления Чечни чиновники действуют бескорыстно, заместитель министра Дудаев засомневался впервые, когда увидел счета высшей строительной инстанции, касающиеся ремонтных работ в 150 больницах и станциях "скорой помощи" Чечни. В 2000 году это ведомство перечислило соответствующим строительным фирмам 107 миллионов рублей, что составляет четыре миллиона евро. За работы в детской клинике Грозного ведомство перечислило 24 миллиона рублей.

Дудаев забеспокоился: за несколько месяцев до этого строительное ведомство израсходовало как раз на эти цели 1,3 миллиона рублей. В поликлинике #7 стоимость стен неожиданно подскочила с 400 000 до 5,8 миллионов рублей, что отражено в смете строительного ведомства от 29 марта 2001 года, копия которого имеется в редакции FR ("Frankfurter Rundschau" - прим.пер.). И так далее.

Несмотря на все несоответствия, министр заставил его, говорит Дудаев, направить наверх значительно измененную смету. "Я отказался, деньги, тем не менее, были выделены". Дудаев тогда потребовал от строительного ведомства официальных объяснений по поводу того, каким таким чудесным образом произошел прирост произведенных работ. Одна лишь фирма "СУ-105" из Ростовской области получила в период с июня по ноябрь 2000 года за ремонтные работы на шести объектах 30 миллионов рублей (1,1 миллиона евро). Это доказывают документы, которые смогли получить корреспонденты "Frankfurter Rundschau" и "Sueddeutsche Zeitung" в ходе совместного расследования. Однако в действительности фирма "СУ-105", по информации Дудаева, "не проводила в Чечне никаких работ ни в 2000 году, ни позднее".

Эта информация заместителя министра нашла свое подтверждение на станции "скорой помощи" Грозного в Ленинском районе. Согласно документам, это учреждение было отремонтировано фирмой "СУ-105" в 2000 году за семь миллионов рублей. Здание действительно пахнет свежей краской. Однако строители, которые выдирают проржавевшие трубы отопления, поднимают упавшие под бомбами стены, и красят обгоревшие стены больничных палат, работают здесь всего лишь несколько месяцев и являются рабочими из совершенно другой фирмы.

"До нас здесь никто не ударил пальцем о палец", - говорит прораб Имран Ватаев. Главный техник станции "скорой помощи" Ибрагим Аллероев подтверждает: "Ни в 2000, ни в прошлом году ремонта у нас не было. А за семь миллионов мы в Чечне можем построить совсем новую станцию".

Согласно информации заместителя министра Дудаева, коллеги из милиции и Министерства финансов разбирались со странными ремонтными работами и направили в адрес назначенного Москвой главного прокурора Чечни богатый фактический материал. Однако тот "до сих пор отказывается даже начать следствие, - говорит Дудаев. - В игре, очевидно, замешаны очень влиятельные люди". Корреспондентам FR и SZ получить ответ на свой запрос в адрес главного прокурора Всеволода Чернова так и не удалось. На родине строительной фирмы "СУ-105", согласно справке местного телефонного узла, "все телефоны фирмы недавно были сняты".

Предварительный вывод эксперта по вопросам строительства Дудаева: "Из 107 миллионов рублей, которые должны были быть потрачены на приведение наших больниц в достойный вид, половина разворована. А если ревизор разберется как следует с остальными 50 миллионами, он, вероятно, установит, что и из этих денег половина пропала благодаря махинациям. Воровство продолжалось и в прошлом году.

Для небольшой больницы в горах было выделено 10,5 миллиона рублей, по словам Дудаева, из добрых намерений. "Больница находится в селе Бено-Юрт. Это район, где активно действуют боевики, куда не отважится отправиться ни один ревизор". У ревизоров и без того жизнь в Чечне несладкая. Недавно Счетная палата России отозвала из Грозного инспектора после того, как его семье стали угрожать расправой.

Условия для расхитителей со служебными удостоверениями в Чечне еще лучше, чем в других регионах России: наряду с федеральным правительством лямку по восстановлению республики тянут 24 министерства и ведомства, и все - со своими бюджетами и бухгалтериями.

Но и это не все: в Грозном и Москве за большую кость дерется немало голодных. Так, с одной стороны, существует администрация Чечни со своим назначенным из Кремля чеченским руководителем Ахмедом Кадыровым. Глава правительства считается номинальным заместителем Кадырова, однако, является фактически противовесом российского премьера чеченскому главе администрации.

В Москве до недавнего времени надзор за восстановлением Чечни осуществлял заместитель премьера. Но, кроме того, есть еще Владимир Елагин - министр по координации деятельности федеральных органов по восстановлению Чечни. Будто этого хаоса было недостаточно, так и военные тут как тут: и через их полевые финансовые учреждения идут денежные потоки.

Банков в разрушенной Чечне нет. Зато в Грозном, прямо перед министерством экономики, есть сверкающая белизной своих стен химчистка. Ее открытие российское государственное телевидение преподносило в конце февраля как возвращение цивилизации, естественно, не отвечая на вопрос о смысле открытия химчистки в пустыне, где кроме руин ничего нет.

Помимо всего химчистка пока и не работает. Пара рабочих бегает вокруг пяти машин, годных разве что для музея: например стиральной машины, выпущенной предприятием "VEB Spezialmaschinenbau Eisenach" в 1990 году. "Через пару месяцев здесь будет взрыв, который припишут боевикам, и тогда стоимость машин будет пересчитана как за новое оборудование", - говорит один из участников этого проекта.

Нет границ фантазии в целях обогащения и в сфере медикаментов, продуктов питания, поставок гуманитарной помощи. Во всяком случае, такой точки зрения придерживается главный ревизор чеченского Министерства финансов в своем отчете от 31 декабря по результатам ревизии. Так, Министерство здравоохранения поставляло для больных вместо высококачественных товаров, на которые были выделены деньги, несъедобное бочковое растительное масло и протухшую рыбу. Срок годности медикаментов, как и многих тонн краски, тоже вышел. Дата ее выпуска: 1975 год.

Еще до поступления в Грозный было расхищено почти на полмиллиона евро международной гуманитарной помощи. Размер нанесенного ущерба, который приводится только в одном этом отчете, составляет около полутора миллионов евро - целое состояние не только для Чечни.

Однако, как говорит заместитель министра Дудаев, глава администрации Кадыров не хочет ничего знать об этой очевидной бесхозяйственности в Министерстве здравоохранении. "5 февраля я вручил Кадырову отчет о проверке, - говорит Дудаев. - На следующий день меня не допустили на заседание, на котором должен был быть заслушан отчет о работе Министерства здравоохранения". Пресс-служба Кадырова сообщила после письменного запроса FR и SZ, что Кадыров находится в Москве, и выяснить его точку зрения не представляется возможным.

"У нас все отлично, - ответил на наш запрос министр здравоохранения Увайс Магамадов. Все обвинения, по его словам, надуманы. Отчет по итогам проверки - "это ложь", его заместитель Дудаев по-видимому "болен". "Я могу провести (соответствующую) экспертизу", - таким было предложение министра здравоохранения.