Эскалация окорочковой войны между Россией и США вокруг условий поставок домашней птицы и стали пробуждает неожиданные чувства в печально известных своей апатичностью россиянах, многие из которых считают, что пришло время защищать интересы российского бизнеса.
Запрет на импорт американских окорочков, о котором Россия объявила в выходные, представляет собой акт исторической справедливости, считает один из российских фермеров. "Наше птицеводство заглохло десять лет назад, ему так и не дали шанса для возрождения, - говорит Юрий Черниченко, лидер Крестьянской партии России, представляющей интересы частных фермеров.
По словам Черниченко, Россия наводнена замороженными куриными ножками, которые были поставлены в нее в рамках гуманитарной помощи зимой 1991-92 годов, когда многие предсказывали наступление голода в стране.
Более сочные и крупные, чем их жилистые советские собратья, к которым привыкли россияне, новые пришельцы быстро завоевали прозвище "ножки Буша" - в честь тогдашнего президента США Джорджа Буша старшего (George Bush Sr.).
Позиции на рынке, которые эти ножки завоевали на российском рынке благодаря гуманитарной акции, позднее принесли дивиденды. Ножки Буша составили более половины от объема куриного мяса, проданного в России в прошлом году, причем по ценам, с которыми местные производители не могли тягаться. Килограмм американской курицы обычно стоит около 45 рублей, в то время как курица аналогичного веса российского производства обходится в 60 рублей и больше.
"Наши американские конкуренты подобны авианосцу, в то время как мы больше напоминаем маленький флот гребных шлюпок, - говорит Черниченко. - Нас необходимо поставить в равные условия".
Принимающая угрожающие размеры торговая война уже спровоцировала один из самых жестких со времен холодной войны обмен взаимными любезностями в устной форме и угрожает повлечь за собой реальные экономические последствия для обеих сторон. Тарифы на импорт стали, утвержденные президентом Бушем на прошлой неделе, могут обойтись российским производителям в $600 млн. ежегодных потерь и нанести серьезный ущерб одной из немногих жизнеспособных отраслей промышленного производства, работающих на экспорт.
В свою очередь, эмбарго на замороженные окорочка производства США, если продержится достаточно долго, может положить выгодному предприятию, которое приносит $800 млн. ежегодно, что составляет практически половину от объема экспорта домашней птицы США. Одновременно будет нанесен тяжелый удар по крупным штатам производителям, таким как Миссисипи.
Официальные представители США утверждают, что запрет не оправдан с научной точки зрения и обвиняют Москву в протекционизме.
По словам официальных лиц по обеим сторонам баррикад, меры по ограничению импорта стали и окорочков не связаны между собой, однако немного найдется людей, которые в это поверят.
"Буш действует в интересах американских производителей стали. Однако его действия противоречат принципам, которые он проповедует всему миру, и наносят непосредственный ущерб экономике России, - считает Руслан Гринберг, заместитель директора независимого института международных политических и экономических исследований в Москве. - Очевидно, что мы не сможем примириться с этим. Россия должна дать отпор".
По словам представителей министерства сельского хозяйства России, продажа окорочков американского производства приостановлена в связи с тем, что они могут причинить вред здоровью россиян. При этом указывается на якобы высокий уровень антибиотиков, гормонов роста и опасных бактерий, содержащихся в окорочках американского производства.
Данное заявление задевает за живое многих россиян, которые обычно готовы в любом случае думать об иностранцах только худшее.
"Да, они травят нас, - говорит Зоя Любовцова, московская пенсионерка. - Я перестала покупать ножки Буша несколько лет назад, поскольку они слишком жирные и имеют какой-то неестественный вкус. Я знала, что с ними не все в порядке". Теперь она покупает только российских кур, хотя это и накладно для ее тощего бюджета.
Другие покупатели смеются над мыслью, что куры отравлены, но не покупают куриное мясо американского производства, отдавая предпочтение российским аналогам по другим причинам.
"Десять лет назад у нас не было особого выбора, ножки Буша были дешевле и вкуснее", - говорит Евгения Фотина, московская домохозяйка средних лет.
"Теперь можно купить свежее куриное мясо местного производства, если, конечно, вы готовы поискать его и заплатить больше, - рассказывает Фотина. - Свежее мясо всегда лучше замороженного".
Сторонники запрета на импорт куриных ног утверждают, что полные прилавки, которые можно наблюдать в Москве, отнюдь не характерное явление для страны в целом. Большая часть России по-прежнему пребывает в экономической депрессии, а дешевые куриные ноги, по их словам, препятствуют местным производителям наладить производство.
"Страна, которая не может производить свое куриное мясо, представляет собой печальное зрелище, - считает Черниченко, лидер Крестьянской партии России. - Нашим производителям нужен шанс, чтобы попасть на рынок, заработать денег и инвестировать их в модернизацию производства. Американцы, не колеблясь, защищают своих производителей, а мы этого никогда не делаем".
БУДУЩЕЕ МЯСА ДОМАШНЕЙ ПТИЦЫ
Чиновник из министерства сельского хозяйства, просивший не называть его фамилии, сказал, что эмбарго на окорочка американского производства, скорее всего, будет временным и подвергнется модификации в ходе переговоров обеих заинтересованных сторон.
Однако, по его словам, господство ножек Буша на российском рынке сельскохозяйственной продукции скорее представляет собой постепенно сходящее на нет наследие трудного перехода к рыночной экономике в постсоветский период, чем реальную ситуацию на рынке.
"Производство мяса птицы в России ежегодно увеличивается на 10%, - говорит он, - наряду с этим постоянно растет и качество. Независимо от того будет ли проводиться политика протекционизма, наша промышленность вернет себе утраченные позиции на внутреннем рынке. Но при осуществлении такой политики это произойдет значительно быстрее".
Однако не все довольны происходящим. Наталья Нам, ветеран второй мировой войны, кое-как перебивается на пенсию в 1500 рублей. Она говорит, что была бы рада приобретать куриное мясо российского производства, но просто не может себе позволить переплачивать за него лишние 25-30%.
"Я ела ножки Буша в течение 10 лет и ни разу не отравилась. Это абсурд. - говорит она. - Я покупаю самую дешевую курицу, а теперь они отбирают их. Я не могу понять этого. Что мне теперь прикажете делать?"