Юбер Ведрин, министр иностранных дел Франции
Отвращение, ужас, бессильное сострадание, бунт: такие чувства вызывает сегодня Ближний Восток, ад, в который все глубже и глубже погружаются израильтяне и палестинцы.
Нужно выйти из ада. И, чтобы выйти из него, необходимо изменить политику. Поскольку эта политика потерпела неудачу. Какова была она? Политика, которая возлагала всю ответственность за срыв переговоров в Табе на Ясира Арафата (Yasser Arafat); политика, согласно которой, власти Палестинской автономии спровоцировали начало Интифады и могли при желании остановить ее, а восстановление мира или безопасности было абсолютно необходимым условием для начала новых политических переговоров; политика, считавшая, что путем бесконечных военных операций и систематического ослабления власти Палестинской автономии можно обеспечить безопасность израильтян.
Потребовалось около 1400 смертей за 1 год и ожесточение, растущее с каждым днем, чтобы стало очевидно, что эта политика, которой Соединенные Штаты следовали слишком долго, а европейцы должны были гораздо раньше предложить альтернативное решение, не работает. Напротив, предварительное условие безопасности действует как преграда и ловушка. Это не означает, что безопасность израильтян не является основным вопросом, но лишь то, что есть иные способы ее достижения. Попытаемся сформулировать, никого не осуждая, что нужно сделать сегодня, чтобы вернуть утраченное время и повернуть ход событий. Мы могли бы сдвинуться с мертвой точки, если бы Ариэль Шарон (Ariel Sharon) и Ясир Арафат взяли на себя смелость призвать к немедленному прекращению насилия, как такового, и заявили о своей готовности к переговорам по вопросам безопасности и политического урегулирования.
Для дальнейшего продвижения таких переговоров разработано уже множество предложений. Но не достает политического импульса. Необходимо приложить усилие. Израильтянам и палестинцам нужно не создавать иллюзии доверия, но осознать необходимость диалога. Другого пути нет. Ясир Арафат заявил о своей готовности, и высказывания Ариэля Шарона выглядят обнадеживающими.
США, кажется, готовы активизироваться в этом вопросе: президент Буш (Bush) и Колин Пауэлл (Colin Powell) направляют на Ближний Восток своего посланника, генерала Зинни (Zinni). Его роль может оказаться решающей, если он сможет начать процесс политического урегулирования, а не будет заниматься лишь вопросами безопасности. Визит вице-президента Чейни (Cheney) в регион также очень важен, равно как и инициативы, предпринимаемые США в Совете Безопасности. Европейцы должны иметь смелость защищать свои идеи. За прошедший год со стороны Европы не только не было предложено никакой самостоятельной инициативы, но и не было приложено усилий, которые могли бы дополнить начинания США. Заседание Совета Европы в Барселоне может стать поводом для разработки конкретных мер по данной проблеме.
Желательно, чтобы 27 марта в Бейруте все представители арабских стран поддержали план принца Абдаллы (Abdallah). Саудовская Аравия не может в одностороннем порядке принять решение о возобновлении переговоров - это зависит от Израиля - но ее стремление к дальнейшей нормализации отношений с Израилем, в случае получения поддержки проекта урегулирования, значительно увеличивает шансы на успех будущего мирного процесса.
Немедленное возобновление переговоров создаст совершенно иной контекст для борьбы с палестинским терроризмом, и восстановит безопасность для всех. Заранее известно, что переговоры будут трудными. Но иного выбора нет. Если у израильского и палестинского руководства достанет смелости пойти на этот шаг, то весь мир окажется на их стороне: сегодня им помогут вести переговоры, завтра - завершить их и предоставить соответствующие гарантии, в дальнейшем - жить в мире на Ближнем Востоке.