Москва, 15 марта 2002 года. Вчера Россия ясно дала понять, что не выйдет из возглавляемой американцами коалиции для борьбы с терроризмом, даже если Соединенные Штаты в одностороннем порядке нанесут удар по Ираку. Министр иностранных дел России Игорь Иванов сказал, что Москва выступает против любых ударов Соединенных Штатов по Багдаду, которые вызовут волнения не только в зоне Персидского залива, но и во всем Ближневосточном регионе.
На переговорах с министром иностранных дел Великобритании Джэком Стро (Jack Straw), которые должны состояться в Лондоне на следующей неделе, г-н Иванов намеревается напомнить ему, что Москва выступала против англо-американских ударов по Багдаду в 1998 году. В интервью газете "The Times" г-н Иванов заявил: "Мы хотели бы надеяться, что США и Соединенное королевство не станут повторять одну и ту же ошибку". Нападение (на Ирак - прим. пер.) нанесло бы "серьезный удар" по коалиции. Однако он не стал угрожать, что Россия прекратит помогать антитеррористической коалиции, которую, как он уверял, Россия поддерживает. "Неуместно сейчас говорить о каких-либо ультиматумах и заявлять, что мы выйдем из коалиции, - сказал он. - Участие в этой коалиции - не подарок, который мы кому-то делаем; оно отвечает нашим собственным интересам. У нас с Великобританией по этому вопросу общая позиция".
Г-н Иванов сказал, что только Организация Объединенных Наций (ООН) имеет полномочия принимать любые меры против страны, нарушающей резолюции ООН, и призвал Великобританию и Америку сфокусироваться на переговорах о возвращении в Ирак (международных) инспекторов по вооружениям. Однако он признал, что из Вашингтона поступают сигналы о том, что Америка готовится к военной акции. А поэтому сейчас Россия призывает иракского президента Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) подчиниться всем резолюциям ООН и разрешить вернуться в страну инспекторам по вооружениям.
Москва хотела бы, чтобы был положен конец всем иракским программам разработки оружия массового поражения (ОМП), но полагает, что шансы на политическое урегулирование пока не исчерпаны. Г-н Иванов сказал, что Россия "не может не быть озабоченной" унилатерализмом в американской политике. Россию раздражает целый ряд американских действий и заявлений, которые вызывают недовольство общественности в этой стране; к ним, по его словам, следует причислить прошлогоднее решение Америки выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), а также недавно просочившийся в средства массовой информации (СМИ) доклад, где Россия включена в число стран, по которым Соединенные Штаты планируют наносить ядерные удары.
Кремль хочет выстроить "партнерские и предсказуемые отношения" с Америкой. Но добиться этого будет трудно, если только призывы президентов Буша-младшего (George W. Bush) и Путина к улучшению отношений не будут подкреплены делом. Предсказуемость возможна только при наличии прозрачности и взаимного доверия. В качестве примера г-н Иванов привел отправку американских военных инструкторов в Грузию. Это не нанесло ущерба суверенитету ни Грузии, ни России, сказал он. Но Москва была недовольна тем, что с ней не проконсультировались. "Принимая во внимание близость Грузии к России и тот факт, что террористы с территории Грузии осуществляют нападения на российскую территорию, американцам - если мы партнеры - следовало бы дать нам об этом знать и проконсультироваться с нами", - сказал г-н Иванов.
Он приписывает неспособность администрации Буша-младшего (George W. Bush) поступать таким образом "стереотипам прошлого" и недооценке важности Кавказа для российского общественного мнения. Не называя никого поименно в администрации Буша-младшего, г-н Иванов также осудил сохраняющееся мышление времен "холодной войны", особенно в плане отношений России с Организацией Североатлантического договора (НАТО). Москва приветствовала предложение (английского премьер-министра) Тони Блэра (Tony Blair) позволить России играть более важную роль, укрепив и расширив заключенное в 1997 году соглашение о сотрудничестве между Россией и НАТО. Ей нужно, чтобы консультативный механизм был преобразован в механизм принятия решений.
Однако, как отмечает г-н Иванов, переговоры между Россией и членами НАТО по внедрению этих изменений идут трудно. Это объясняется исключительно отказом ряда стран преодолеть стереотипы "холодной войны". "Эти новые переговоры должны показать, действительно ли мы достигли новой стадии в наших отношениях и перевернули страницу 'холодной войны'", - утверждает г-н Иванов. Он ясно дал понять, что оппозиция России приему в НАТО прибалтийских государств - которые скорее всего будут приняты на саммите НАТО в Праге нынешним летом - изменится лишь в том случае, если Москве будут предоставлены реальные возможности влиять на решения НАТО. Если на саммите НАТО в Рейкьявике в мае будет достигнуто согласие об установлении партнерских отношений НАТО и России - "тогда, естественно, многие вопросы европейской безопасности будут рассматриваться в ином свете".
Г-н Иванов, который на прошлой неделе повторил, что Россия не хочет включения в состав альянса Литвы, сказал, что Москва не может запретить никакому суверенному государству, включая и прибалтийские, вступить в эту организацию. Однако он предупредил, что, если не будет достигнуто соглашение, а НАТО пойдет по проторенной дорожке "механического расширения", Россия будет вынуждена принять меры по защите своих интересов. Он не уточнил, какие именно.
Европейская безопасность будет одной из главных тем его переговоров на следующей неделе с г-ном Стро и также в Германии. Но Россию тревожат также и остро ощущаемые опасности на Ближнем Востоке. У Москвы нет намерения выдвигать какой-то новый план мирного урегулирования. Таких планов уже множество, сказал г-н Иванов, но для их претворения в жизнь важно в первую очередь положить конец насилию. Впервые он признал, что присутствие в Израиле миллионов эмигрировавших из России евреев - многие из которых все еще сохраняют тесные связи со своей прежней родиной - существенно усиливает там влияние России. Он хочет, чтобы Москва использовала свои улучшившиеся отношения с Израилем, наряду с сохраняющимися традиционно хорошими связями с арабами, чтобы как честный посредник поспособствовать тому, чтобы прекратить насилие. Это не означает, что Россия хочет для себя какой-то особой роли в регионе. Действовать в одиночку нереалистично. Г-н Иванов подверг сомнению способность Америки в одностороннем порядке добиться урегулирования на Ближнем Востоке. Москва признавала "ключевую роль" Вашингтона, но критиковала администрацию Клинтона (Clinton) за ее попытки удерживать всех остальных "за кадром". "Результаты нам известны", - заметил г-н Иванов.
В Афганистане Россия не намеревается играть никакой военной роли и не станет выделять свои войска в состав миротворческих сил. Российское общество все еще слишком остро реагирует на прошлую военную интервенцию, чтобы это стало возможным. Однако г-н Иванов призвал Запад помочь афганцам укрепить свои вооруженные силы, чтобы временное правительство Афганистана могло укрепить свое положение.
Новые американские базы в Средней Азии не тревожат Россию, особенно с учетом того, что Соединенные Штаты обещали, что не останутся там надолго. Это все зависит от того, для чего предназначаются базы. Если они нужны для борьбы с терроризмом, Россия их поддержит, поскольку давно уже обеспокоена исламскими террористическими движениями в регионе. Но Кремль не будет таким уступчивым, если выяснится, что за стремлением Соединенных Штатов иметь эти базы скрывается какой-то иной мотив.