Экономика России имеет во многом свои собственные масштабы. Это относится к автомобильной отрасли и не только для российского рынка, где, по оценкам, в этом десятилетии количество проданных новых автомобилей увеличится вдвое и превысит два миллиона штук. Специфичны также марки машин, категориями которых мыслит отечественная автоиндустрия, находившаяся длительное время в целом и общем в изоляции от мирового рынка. В то время, как зарубежные производители экспортировали в прошлом году в Россию 80 000 новых машин, отечественные производители продали миллион автомобилей. Один лишь неоспоримый лидер рынка АвтоВАЗ, который производит свои "Лады", "Жигули" и "Нивы" главным образом в Самарской области, продал 775 000 машин. Только всей этой массе автомобилей не хватает класса. АвтоВАЗ, в частности, в последние годы вывел на рынок некоторые модернизированные модели Лады, но им не хватает электроники, они не отвечают обычным для Запада стандартам, связанным с безопасностью и выхлопами газов. На АвтоВАЗе до сих пор работают на оборудовании, поставленном в советские времена фирмой "Фиат". А основное оборудование конкурента на Волге - завода "ГАЗ", - который является ведущим предприятием в Нижнем Новгороде, было поставлено Советам семьдесят лет назад компанией "Форд". Если "ГАЗ" сегодня выпускает в какой-то мере конкурентоспособные грузовики и мини-автобусы, то в сфере производства легковых машин требуются коренные изменения.
Призыв к усилению протекционизма
В настоящее время легковые автомобили российского производства, прежде всего, дешевы. Их цены начинаются с 3 500 долларов США. Однако быстро растущие издержки производства внутри страны и прогрессирующая ревальвация рубля все в большей мере ставит это экономическое преимущество под вопрос. Одновременного растет число россиян, которые могут позволить себе потратить на приобретение автомобиля на несколько тысяч долларов больше. В настоящее время альтернативой для них является, прежде всего, приобретение подержанного автомобиля западного производства, считающегося более мощным и более комфортабельным. Как сообщается, в прошлом году в Россию было импортировано 400 000 таких машин, из них половина имеющих срок эксплуатации десять и более лет. Стремительному расширению торговли подержанными автомобилями способствуют существующие исключения, позволяющие физическим лицам ввозить такие машины по оптовым тарифам и освобождающие их от уплаты налога на добавленную стоимость. Обычный импорт облагается в настоящее время таможенной пошлиной в размере 25% плюс налогом на добавленную стоимость. Это обстоятельство, согласно расчетам, уменьшает расходы на 70% и способствует появлению своей собственной организованной физическими лицами сети, которая специализируется на "частном" импорте подержанных автомобилей.
Поэтому нет ничего удивительного, что на международной конференции по вопросу о будущем автомобильной промышленности России, организованной в Москве Институтом Адама Смита (Adam Smith), местные и зарубежные производители оказались едиными в своем требовании об усилении государственного протекционизма. Выдвигается требование о повышении налога на добавленную стоимость на подержанные автомобили, а также таможенной пошлины на импорт машин старых моделей. С учетом стремления России стать членом ВТО отечественные производители потребовали к тому же немедленного повышения ввозных пошлин на 35%, которые затем, через какой-то продолжительный по времени переходный период, могли бы быть постепенно снижены. Только так, по их утверждениям, они в состоянии найти необходимые инвестиции, необходимые для выживания в условиях мировой конкуренции.
Международная кооперация
Вопрос о том, какие же конкретно позиции хотят занять в будущем российские производители, стал предметом оживленной дискуссии. Тогда, как многие видят традиционный сектор дешевых машин в качестве единственно возможного рынка сбыта, другие предостерегают, что автомобильная промышленность, следуя этой стратегии, будет все больше скатываться на обочину прогресса. Но разработка совершенно новых, современных моделей стоит, по оценкам специалистов, более 1 млрд. долларов США. Такая стоимость превышает собственные финансовые возможности российских производителей. К этому надо добавить, что традиционные российские производители производят практически все компоненты на частично устаревшем оборудовании сами, когда приходится осуществлять массу небольших технологических операций.
Впрочем, благодаря большому отечественному рынку, наличию дешевой рабочей силы и хорошо подготовленных специалистов и инженеров, Россия как место для производства автомобилей остается пока относительно привлекательной. Если в последние полтора года в отрасли на внутригосударственном уровне наблюдалась сильная концентрация производства в рамках трех конкурирующих групп ("Северсталь", "Русский алюминий" и остающийся самостоятельным АвтоВАЗ), то в ближайшие годы следует рассчитывать на более заметное присутствие зарубежных инвесторов стратегического плана. Начало уже положила компания "General Motors", которая в настоящее время строит вместе с АвтоВАЗом в рамках совместного предприятия полностью новый автомобильный завод. Он будет выпускать на базе "Нивы" максимально модернизированный внедорожник, который будет иметь фирменную марку "Шевроле". Первый автомобиль должен сойти с конвейера завода в конце сентября. На внутреннем рынке его будут предлагать по цене 7 500 долларов США. В будущем году предполагается выпустить 35 000 штук, в 2004 году - уже 60 000 машин. При этом GM намеревается 40% выпущенных совместно с АвтоВАЗом автомобилей экспортировать в Западную Европу и в Мексику. К тому же американцы уже дали понять о своем интересе к участию в капитале основного предприятия АвтоВАЗа.
Иным путем до сих пор шел концерн "Форд", который вложил 150 млн. долларов США в расширение своего собственного производства в Ленинградской области. В отличие от существующего завода BMW в Калининграде и проекта компании "Вольво", в данном случае речь идет не просто об отверточной сборке, а о создании своего собственного производства концерна, которое начнет работу в мае. Со следующего года для местного рынка будет выпускаться 25 000 машин марки "Форд-фокус" с последующим увеличением производственной мощности до 100 000 штук. В прошлом году в России не удалось продать даже 5 000 новых импортных машин. Однако среди зарубежных представителей на российском автомобильном рынке доминирует в настоящее время оптимизм. Это обстоятельство может дать некоторым российским производителям удобный шанс завоевать вместе с зарубежными партнерами место на мировом рынке.