Похоже, два негативных факта могут при сложении дать положительный результат. Первый из них - крупнейшая, вероятно, ошибка Буша (George W. Bush) на посту президента: введение импортных тарифов на сталь, которая помимо других экспортеров бьет по России. И об этом уже сказано немало.
Второй негативный факт, который многими был воспринят как ответная мера России, - запрет на импортную курятину ничуть не менее важен. Примерно 38 штатов экспортируют мясо кур в Россию. Это крупнейшая экспортная статья в торговле США с Россией, в стоимостном выражении превышающая $600 млн.
Положительное же состоит в том, что Россия обращается за помощью к Всемирной торговой организации (ВТО). Российский кабинет министров вчера дал "добро" на уступки, на которые необходимо пойти, чтобы стать членом ВТО. После вступления Китая в прошлом году в ВТО Россия - единственная крупная держава, пока не являющаяся ее членом. И вчерашнее решение - безусловный успех, если учесть, в какую мощную силу собрались в последнее время противники вступления в ВТО.
Надо отдать должное президенту Владимиру Путину за его поддержку идеи членства России в ВТО. Он убеждал, что присоединение к ВТО привлечет иностранные инвестиции и позволит экономике освободиться от чрезмерной товарной зависимости. Россия также выиграет от приобретения механизма разрешения споров. Министр, отвечающий за торговые переговоры с ВТО, Максим Медведков отметил, что будь Россия членом ВТО, США могли бы обратиться с жалобой на введение Москвой запрета на импорт курятины в структуры ВТО. "Американцы оказались заложниками того обстоятельства, что мы не являемся членами ВТО", - сказал он. Россия также является заложницей, поскольку она не может обратиться за помощью к ВТО в деле тарифов на сталь.
Правила ВТО могут обернуться тяжелым похмельем для многих российских магнатов, что объясняет хор выкриков против со стороны российских богачей.
Однако вчерашние хорошие решения о приведении законодательства в соответствие с правилами ВТО имели и свои оговорки - и весьма существенные. Во-первых, Россия откажется от цели вступления в ВТО и выгод, которые это ей сулит, если будут найдены новые пути защиты отечественных производителей. Возможно, высказывание премьер-министра Михаила Касьянова о том, что необходимо защитить ряд российских отраслей, чтобы они смогли "повысить конкурентоспособность" (он упомянул при этом сельское хозяйство и авиационную промышленность), было призвано задобрить противников вступления в ВТО, однако слышать это было удивительно. Конкурентоспособными компании делает конкуренция; протекционизм же развивает в них лень.
Во-вторых, выгоды от вступления в ВТО не могут быть реализованы без структурных реформ, необходимых для того, чтобы помочь расти хорошим российским предприятиям и избавиться от плохих. Китай это хорошо прочувствовал. При том, что членство в ВТО несомненно оживило конкуренцию, которая окажет благотворное влияние на Китай, эффект от этого во многом приглушается из-за недостаточных структурных реформ.
Чтобы понять насколько серьезно правительство России относится к структурным реформам, надо проследить, как широко будут раскрыт занавес над "Газпромом" - газовым монстром с 38-прцентным участием государства, - который в представлении многих инвесторов олицетворяет собой все самое привлекательное и одновременно ужасающее, что есть в российских корпорациях. Столкнувшись с падением экспортной выручки, инвестиционными нуждами и давлением со стороны налоговой службы, "Газпром" отчаянно нуждается в наличности. В среду компания объявила, что берет займы в размере $300 млн у греческого и германского банков. "Газпром" берет деньги в долг уже в третий раз за последние две недели.
Для такой компании, как "Газпром" с его активами, найти долговой капитал не представляет особого труда - в особенности у банков, заинтересованных в инвестиционном бизнесе. Однако существующая акционерная структура, для которой характерна сегрегация (и фаворитизм) российских держателей, а также предположения об уводе капиталов и отсутствие прозрачности делает "Газпром" менее привлекательным для фондовых инвесторов.
Главная проблема бизнес-модели "Газпрома" состоит в том, что компания защищает свои бесценные валютные поступления, отсекая сделки с местными федеральными властями на поставки газа. Более 75% продукции "Газпрома" потребляется российской экономикой, в которой доходы не покрывают издержки или инвестиции. Если управление экспортным бизнесом "Газпрома" небезосновательно можно считать считается хорошим, то его бизнес внутри страны во многом - дело политическое. В результате менеджеры "Газпрома" оказываются зависимыми от политики. Кроме того, такое положение вносит перекос в российский газовый рынок, от которого зависят другие виды бизнеса.
Есть и положительные признаки. "Газпром" готовится отойти от принципа разделения российских и иностранных акционеров. Тарифы на энергию постепенно растут, что болезненно воспринимается многими российскими гражданами, которым нелегко приходится в условиях экономического реформирования.
"Газпром" - гигантский пример того, что не в порядке во всей российской экономике: политизации бизнеса. Большая прозрачность и меньше политики - вот что требуется всей экономике. Одряхлевшие корпоративное управление и процедуры разрешения споров (то есть, политизированные суды) потворствуют инсайдерской системе, которая обеспечивает сверхдоходы горстке магнатов за счет простых россиян. Членство в ВТО может принести свежий ветер конкуренции в ряд российских отраслей, где пока правит протекционизм, однако лишь внутренние реформы могут обеспечить российским компаниям возможность принять вызов.