На прошедшей неделе журнал "Wired" сообщил о существовании прототипа видеоигры, основанной на боли. Открытие принадлежит двум немецким разработчикам Волкеру Мораве (Volker Morawe) и Тильману Райфу (Tilman Reiff). Оно носит название Painstation (от английского "pain" - боль) в честь видео-приставки Playstation и состоит из высокого стола с инкрустированным в него экраном, пары "джойстиков" и двух металлических поверхностей, названных Pain Execution Unit (PEU). Двое игроков встают по обе стороны стола, взяв в правую руку "джойстик", а левую полностью прижав к PEU. Экран состоит лишь из двух подвижных сегментов и маленького квадрата, способного свободно двигаться по игровому полю. Все - белого цвета на сером фоне. То есть это почти археологическая находка, возвращающая нам Пинг-понг - первую компьютерную игру компании Sony, представшую перед нашими изумленными очами всего три десятилетия назад, когда прилагательное "дигитальный" имело отношение лишь к пальцам. Принцип ее действия очень прост. Находящимся в правой руке "джойстиком" игрок передвигает белый сегмент (метафора ракетки) сверху или снизу экрана, пытаясь попасть в беленький квадратик (метафора мячика), который перемещается из стороны в сторону по серому прямоугольнику (метафора игрового стола).
Исходный Пинг-понг компании Sony в случае неудачного "удара" игрока, когда мяч "вылетал" за пределы поля, ограничивался лишь приписыванием победного очка противнику (метафора партии). Напротив же, немцы Райф и Мораве сделали так, что упустивший мячик, получает электрический разряд на левую руку (Павлов чистой воды). Металлическая поверхность, которую они назвали PEU (и которую можно перевести как ┘) может передавать три типа ощущений: тепло, покалывания и легкие разряды электричества различной продолжительности. По мере продвижения игры, разряды увеличивают свою интенсивность, так что потеря мяча становится с каждым разом все более болезненной. Игра заканчивается, когда один из игроков поднимает левую руку, не в силах больше переносить боль. По-видимому, риск того, что тебя сведет судорога, превращает Painstation в очень притягательную игру. Безусловно, что такая штуковина заполнила бы скоро залы игровых автоматов и бары, но речь идет лишь о научной работе, выполненной в университете, и нет ни малейшего стремления поставить ей на коммерческую основу. Райф и Мораве учатся в Academy of Media Arts в Кельне и планировали свое открытие как проект концептуального искусства. По иронии судьбы, присваивая себе легендарный продукт компании Sony, они утверждают, что хотели в произведении отразить свой критический взгляд на индустрию видеоигр.