Грузия, по словам ее президента Эдуарда Шеварднадзе, первоначально не будет строить сотрудничество с Соединенными Штатами по образцу среднеазиатских стран СНГ Узбекистана и Киргизстана. Там Вашингтон по соглашениям с соответствующими правительствами развернул в рамках борьбы против терроризма военные базы и перебросил туда живую силу. Такая форма сотрудничества в настоящее время для Грузии не стоит на повестке дня, сказал Шеварднадзе в беседе с корреспондентом газеты. Бывший советский министр иностранных дел, на празднование 75-летнего юбилея которого из Германии прибыл Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher), хотел подчеркнуть, что важнейшей задачей направленных в конце февраля в Грузию американских военных советников является не подготовка грузинской армии к ведению борьбы против террористов и боевиков "Аль-Каиды" на севере страны. "Речь в большей степени идет о том, что американцы направили к нам специалистов для оказания помощи в реформировании армии", - сказал Шеварднадзе и утвердительно ответил на вопрос, а не является ли эта реформа подготовительным шагом к вступлению Грузии в НАТО, к чему страна стремится.
Шеварднадзе подтвердил свою цель, которую он уже высказывал
по другим поводам, "постучаться в 2005 году" в двери НАТО, и добавил: "Двери НАТО открываются не столь быстро, я это знаю. Но мы должны подготовиться к этому, чтобы добиться стандартов, наличие которых неизбежно при вступлении в НАТО. В 2005 году, согласно грузинской конституции, заканчивается также последний срок полномочий Шеварднадзе на посту президента. В апреле 2000 года он во второй раз вышел победителем на президентских выборах, во время которых, по оценкам международных наблюдателей, не было грубых нарушений демократических принципов, что для стран СНГ в подобных случаях явление необычное.
В прошлом году в рамках программы "Партнерство во имя мира" на территории Грузии впервые состоялись совместные маневры войск НАТО и армии кавказского государства. Шеварднадзе прямо не ответил на вопрос по поводу того, какое влияние оказывает опасение возможности усиления колониальных устремлений Москвы на стремление страны к установлению связей с западным альянсом, но, однако сказал следующее: "У нас полная трагизма история, в которой есть и тот факт, что Грузия была русской колонией. И мы не знаем, что будет завтра. Поэтому стране в будущем необходимы гарантии безопасности. Мы, учитывая наше геостратегическое положение, должны постоянно обращать внимание на гарантии нашей независимости. "Грузия в связи со своим положением, имеющим стратегическое значение, является страной, в стабильности которой должны быть заинтересованы все государства, в том числе Соединенные Штаты и Россия".
Шеварднадзе, однако, также подчеркнул, что грузино-российские отношения "в принципе хорошие". С осторожной похвалой отозвался Шеварднадзе о Владимире Путине, который, в отличие от членов своего правительства и других российских политиков, успокаивающе заметил в ходе дискуссии по поводу действий Грузии, что прибытие американских военных советников в Тбилиси это "не трагедия". "Если оценивать Путина по моим беседам с ним в Москве, а до этого - в Алма-Ате или Крыму, то он разумно мыслящий человек". Но одновременно Шеварднадзе не согласился с утверждением Путина, будто бы грузинское правительство не проинформировало Кремль о своем решении пригласить американских военных советников. Такая информация была направлена, сказал Шеварднадзе, но тут же делает оговорку: "Но если и случилось так, что мы не проинформировали российское правительство, почему тогда Россия не советуется с нами, когда обсуждает свои особые отношения с НАТО?". Ожидание России получать заранее от государств СНГ информацию о внешнеполитических решениях 74-летний политик назвал реликтом старого советского менталитета. Многие политики, депутаты, да и простые люди в России "просто не могут понять, что Грузия пригласила американских специалистов, не согласовав это с Россией, чтобы обеспечить себе помощь в формировании новой армии. Они привыкли к тому, что в Тбилиси прислушиваются к тому, что говорит Москва". Необходимо, по его словам, время, чтобы люди поняли, "что наступила другая эпоха".
В таком же откровенном духе Шеварднадзе отметал и другие обвинения. Слова российского министра иностранных дел Игоря Иванова о том, что Усама бен Ладен (Osama Bin Laden) может скрываться в Грузии, Шеварднадзе назвал "глупым заявлением", которое, однако, не сможет испортить его хорошее отношение к нему. Обвинение России в том, что Грузия могла бы воспользоваться российской помощью, если Тбилиси действительно ведет речь только о реформировании своей армии, Шеварднадзе прокомментировал замечанием, сказав, что русским, в конечном счете, пока еще не удалось реформировать свою собственную армию.
В качестве российской проблемы Шеварднадзе пытался представить и трудности, имеющиеся у грузинского правительства, которое не в силах справиться без чужой помощи с наведением порядка в Панкисском ущелье. В Панкисском ущелье, по его словам, нет никакой кризисной ситуации. "Там, в долине, живут беженцы. Но я не считаю их террористами, даже если среди них есть мужчины, которые, возможно, принимали участие в боевых действиях". Грузинское правительство не располагает информацией, что речь при этом идет о террористах. Говоря о совпадающих, но одновременно по разному трактуемых представлениях Москвы и Вашингтона по поводу бегства в ущелье боевиков "Аль-Каиды", Шеварднадзе назвал данные, имеющиеся у американской и российской сторон, "возможно", соответствующими действительности. Он напомнил о том, что чеченские беженцы в Панкисском ущелье, число которых в зависимости от источника информации оценивается от пяти до семи тысяч человек, бежали из Чечни перед началом войны. "Их к нам изгнали", - сказал Шеварднадзе.