Москва, 18 марта. - Когда на этой неделе парламент будет голосовать за кандидатуру нового главы Центрального банка, предложенную президентом Путиным, одновременно он проголосует за начало долго откладывавшейся реформы по модернизации российской финансовой системы, - такого мнения придерживаются аналитики и инвесторы.
Выдвинутая Путиным кандидатура 54-летнего Сергея Игнатьева, заместителя министра финансов, славящегося честностью, компетенцией и прагматизмом, получила на прошлой неделе широкое одобрение. Игнатьев сменит Виктора Геращенко, чьи два срока или более пяти лет управления Центральным банком характеризовались сопротивлением переменам. Ожидается, что Игнатьев будет сотрудничать с правительством в деле модернизации банковского дела и финансовой системы России.
"Это большая победа реформистов, - считает Питер Бун (Peter Boone), главный экономист московского инвестиционного банка Brunswick UBS Warburg. - В течение последних десяти лет Центральный банк сопротивлялся политике, проводимой правительством. Это знак того, что Путин стремится к объединению команды. А это в свою очередь значит, что "нужно ждать реформ".
Путин укрощает непокорных чиновников, занимающих ключевые позиции в экономике, или избавляется от них. Год назад он сместил исполнительного директора Газпрома - огромной газовой компании, 38% которой принадлежит государству. До этого он произвел перестановку в министерстве железнодорожного транспорта, погрязшего в кумовстве и коррупции.
На бумаге Центробанк России выполняет примерно такие же функции, как и Федеральный резервный банк Соединенных Штатов, то есть проводит денежную политику и контролирует деятельность банков. Однако российская финансовая система молода, имеет небольшие размеры относительно экономики, она недостаточно современна и испытывает недостаток ресурсов. Поэтому Центробанк не проводит политику процентных и учетных ставок, а его основной функцией является обмен валюты и управление резервами.
Банк не выполнял функций надзора при Геращенко, который был повторно назначен на этот пост в 1998 году, когда произошел обвал рубля, а Россия не выполнила обязательств по ряду внешних долгов. В то время в стране функционировало слишком много банков с небольшим уставным капиталом, при этом горстка больших государственных институтов, таких как Сбербанк, имела несправедливые преимущества перед частными банками.
Геращенко не оправдал надежд на проведение реформ в банковском секторе. Годы неуспешной деятельности банков привели к тому, что россияне предпочитают хранить свои сбережения вне банков. По словам банкиров, давать ссуды рискованно, поскольку ветхие российские законы и суды оставляют им слишком мало шансов получить их обратно от неплательщиков. Представители среднего бизнеса утверждают, что не имеют возможности брать ссуды.
По словам Буна, эти минусы не отразились на росте российской экономики, который начался в 1998 года, но тормозят это развитие.
И вот на горизонте появился Игнатьев, который в течение десяти лет занимал высшие посты в российских министерствах финансов и экономики. Совсем недавно, будучи первым заместителем министра финансов, он сосредоточился на устранении лазеек в налоговом и таможенном законодательстве в целях пресечения дальнейшей утечки средств.
"Он педантичен и при этом полностью честен, а это большая редкость, - говорит бывший коллега Игнатьева Олег Вьюгин, главный экономист московского инвестиционного банка "Тройка Диалог". - Он очень скромен и работает в интересах государства".
Игнатьев поделился своими планами в интервью ежедневной московской газете "Время Новостей".
При Геращенко Центробанк отказывался информировать государству о том, каким образом был израсходован госбюджет. По заявлению Международного Валютного Фонда, этот банк предоставил неверную информацию об использовании небольшой оффшорной компанией для приведения в порядок своих резервов. В противоположность этому, Игнатьев обещает большую открытость и отчетность.
Он также дал понять, что государство постепенно начнет продажу контролируемых им крупных банков. К этому шагу сторонники реформ призывали уже много раз.