Москва, 19 марта 2002 года. Россия готова на крупные уступки ради вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), но будет сопротивляться требованиям Европы и Соединенных Штатов открыть свои рынки для импортных автомобилей и самолетов, заявил в интервью главный торговый переговорщик страны.
Михаил Медведков, являющийся также заместителем министра экономического развития и торговли, сказал, что правительство хочет сохранить высокие импортные пошлины, чтобы защитить оказавшихся в тяжелом положении отечественных производителей автомобилей и самолетов от западной конкуренции. Однако он заявил также, что правительство готово расширить доступ иностранцев на российские банковский и страховой рынки и согласно на менее высокие уровни государственных субсидий сельскому хозяйству. "Мы понимаем, что за вступление в ВТО нам нужно будет заплатить определенную цену, - сказал он. - Но наши партнеры знают, что мы никогда не заплатим такой цены, которая была бы слишком высокой для нашего народа и для нашей промышленности".
Г-н Медведков дал интервью перед последним раундом переговоров в Женеве по вопросу заявки России на вступление в международную торговую организацию, который начался в воскресенье. С тех пор, как в прошлом году в ВТО вступил Китай, Россия остается последней большой страной вне рамок этой организации, и Владимир Путин сделал членство в ней одной из главных целей своего президентства. Заявка России получила сильную поддержку со стороны Соединенных Штатов, что рассматривается как награда г-ну Путину за его прошлогоднее решение вступить в возглавляемую Вашингтоном антитеррористическую коалицию.
Однако существует сильное сопротивление скорому вступлению России в ВТО со стороны российских бизнесменов, которые опасаются, что приток дешевых импортных товаров может разрушить производственную базу страны, особенно ее хромающую автомобильную промышленность. Среди них выделяются такие фигуры, как Олег Дерипаска, президент компании "Сибирский Алюминий", которая вложила крупные средства во второй в России по мощности автозавод "ГАЗ". Чиновники "Сибирского Алюминия" опасаются, что дешевые иностранные автомобили могут вытеснить из бизнеса автозаводы вроде "ГАЗ".
Правительство доказывает, что членство в ВТО улучшит инвестиционный климат в России и положит конец дискриминационным мерам в торговле, которые препятствуют экспорту и, по его данным, обходятся стране в 1,5-2,5 млрд. долл. США ежегодно. Членство в ВТО также помогло бы российским производителям, дав им право пользоваться международными процедурами разрешения торговых споров.
Г-н Медведков сказал, что это пойдет во благо также российским торговым партнерам. Москва в настоящее время ведет спор с Соединенными Штатами из-за решения российских ветеринарных властей запретить ввоз американского мяса птицы - шаг, который может обойтись американской экономике потерей 600 млн. долл. в год. Американские переговорщики находятся в Москве более недели, ведя переговоры с целью урегулирования этого спора.
Г-н Медведков сказал, что, если бы Россия входила в ВТО, этот спор можно было бы урегулировать быстрее, используя арбитражный суд ВТО в Женеве. "Сейчас в наших торговых отношениях нет третейского судьи, - сказал он. - Единственным арбитром выступает главный ветеринарный врач России".
Г-н Медведков оптимистично оценивает прогресс на переговорах о вступлении России в ВТО. Он сказал, что правительство достигло согласия со своими торговыми партнерами в вопросе о пошлинах на три четверти всех товаров. Успешно проталкивается через Госдуму пакет из 10 законопроектов, преследующих цель привести ситуацию в России в соответствие с правилами ВТО. Однако, сказал он, Россия будет противиться давлению со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза в пользу подписания соглашения о торговле гражданскими самолетами, необязательного договора, который предусматривает более низкие пошлины на импорт самолетов.
Он сказал, что в российской авиастроительной промышленности занят миллион работников, а производимые ею самолеты могут конкурировать с коммерческими авиалайнерами американской фирмы "Boeing"и европейской фирмы "Airbus Industrie", но никогда не выживут, если им придется конкурировать с западным импортом. "Невозможно себе представить, что мы согласимся не поддерживать отрасль, где у нас имеются очевидные возможности для роста, где у нас есть очевидные конкурентные преимущества", - сказал он.
Один западный дипломат, знакомый с переговорами о вступлении России в ВТО, сказал, что сомневается в том, что отказ России подписать соглашение по гражданским авиалайнерам окажется препятствием на пути этой страны в ВТО. "Это добровольное соглашение, а потому оно не может быть условием для членства", - сказал он.