Ислам Каримов, президент Узбекистана и новоиспеченный стратегический союзник США как раз закончил восхваление демократии на конференции в Blair House. Группа журналистов задала ему довольно логичный вопрос: "Означает ли это, господин президент, что Вы хотите провести в своей стране свободные выборы?"
Главный диктатор Средней Азии сделал возмущенное лицо: "Неужели Вы имеете в виду, что до сих пор в нашей стране не было демократических выборов? Я не согласен с этим".
Хотя он и вырос как политик в советском политбюро, Каримов быстро учится искусству отношений с Америкой, тому, как они практикуются с дружественными ей диктаторами. В первую очередь, быть самым быстрым среди своих соседей - среди его соседей Афганистан и бывшие советские республики Средней Азии - он первый добровольно вызвался предоставить базы и коммуникации для Пентагона. Во-вторых, необходимо подпевать Вашингтону речами о любви к капитализму и демократии, освобождая при этом одного или двух политзаключенных, чтобы умилостивить Госдепартамент США. И, наконец, ничего не делая, считать деньги американской помощи, которая в этом году составляет для Узбекистана 160 миллионов долларов, при этом, незаметно ужесточая репрессии, которые помогают ему держаться у власти.
Мастером такой рутинной игры является египетский президент Хосни Мубарак (Hosni Mubarak), который приезжал в Вашингтон за неделю до Каримова. И действительно, он вполне может служить Каримову прекрасным образцом для подражания. Египетский диктатор произнес перед Советом по иностранным делам речь, заявив, что "демократия в Египте - это вечно совершенствующаяся цель, постоянно растущая, берущая корни в нас самих, строящаяся на возрастающей зрелости". Он совершенствовал демократию, несмотря на то, что у него не было оппозиции во время всех четырех президентских сроков по шесть лет. По его утверждению, он получил на последнем референдуме 94% голосов. Он, не стесняясь, готовит себе в преемники своего сына. Незадолго до визита в Вашингтон, Мубарак освободил одного из самых известных политзаключенных. В этом году он получит американскую помощь на 700 миллионов долларов, что более чем в два раза превышает сумму, выделенную на нужды Афганистана.
Каримов, должно быть, понял, что, если у Мубарака это получается, то может получиться и у него. В конце концов, перед визитом в Вашингтон он освободил трех известных политзаключенных и пошел навстречу требованию Госдепартамента США разрешить регистрацию узбекской группы защиты прав человека. Кроме того, на последнем референдуме, прошедшем два месяца назад, инициированном с целью продления президентского срока, Каримов вел себя скромно, получив всего лишь 91% голосов.
Это древняя политика времен Холодной войны, Каримов пытается ей следовать, а Мубарак никогда не забывал. Пусть они будут головорезами, лишь бы это были наши головорезы, которые противостоят коммунистам и, по крайней мере, делают вид, что любят демократию. Поэтому весьма интересным было поведение администрации Буша (Bush) по отношению к президенту Узбекистана на прошлой неделе. В новой глобальной войне против терроризма Каримов - наиболее заметный партнер США. Отношение к нему со стороны администрации показывает, что она, вероятно, готова изменить некоторые старые правила времен Холодной войны.
Безусловно, существенная часть старых моделей поведения все еще применяется на практике. Доступ на узбекскую военно-воздушную базу Ханабад был очень важен для афганской кампании, а самый опасный враг Каримова террористическое Исламское движение Узбекистана сражалось бок о бок с Аль-Каидой и Талибаном. С другой стороны, экономические просчеты и политические репрессии Каримова, заключающиеся в арестах и пытках тысяч демократических активистов и верующих мусульман, не имеющих отношения к терроризму, порождают больший экстремизм. Узбекистан, как и Египет, был источником непропорционально большого количества людей, завербованных Аль-Каидой. Поэтому если Соединенным Штатам нужен военный союз с Каримовым, в их же военных интересах и либерализация его режима.
До сих пор администрация Буша с неохотой шла на какие-нибудь конкретные действия в этом направлении. Ведь никто не ставил условий, что американо-узбекские военные отношения будут зависеть от политического поведения Каримова. В отличие от своих предшественников по Холодной войне, администрация Буша, кажется, приняла и осознала опасность таких отношений. Прежде всего, высокопоставленные официальные лица, такие как госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) открыто говорят о недостатках политики Каримова и отмечают, что она может привести к обострению проблемы терроризма.
Еще более интересной была "декларация стратегического партнерства", подписанная Пауэллом и министром иностранных дел Узбекистана Адулазизом Камиловым. Это соглашение на 20-ти страницах примечательно в ряде деталей. США обещают всесторонне поддерживать Узбекистан против "любой внешней угрозы", а также обучить и технически оснастить армию. Однако, в обмен на это, узбекский правитель согласился подписаться под длинным списком политических и экономических реформ. Среди них "учреждение многопартийной системы", "обеспечение свободных и беспристрастных выборов" и "обеспечение независимости средств массовой информации". Среди них также есть обещания реформ судебной власти и реализации экономической программы свободного рынка, которую Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд в течение последних лет безуспешно пытаются внедрить в Узбекистане.
Официальные представители администрации считают, что, даже если Госдепартамент США пойдет на дипломатические шаги, вынуждающие Каримова отвечать за свои обещания, помощь США может быть направлена исключительно на развитие гражданского общества и демократических институтов, которое Каримов формально гарантировал. Это соглашение может использоваться так же, как когда-то и хельсинкские соглашения с советским блоком. Однако оно может и не сработать, в случае если диктатор будет продолжать настаивать на том, как это было на прошлой неделе в Blair House, что он уже создал демократию.
Однако в отношениях с Каримовым вырисовываются очертания политики, которая может увести Соединенные Штаты в сторону от показухи и символических жестов, управлявшими такого рода отношениями во время Холодной войны. А она привела к катастрофам в Иране, Никарагуа и Заире. На самом деле, вариант, похожий на соглашение с Узбекистаном, стоило бы попытаться разыграть и с еще одним из скверных друзей Америки - Хосни Мубараком.