Россия предостерегла США, что они могут опрометчиво упустить имеющийся шанс для радикального сокращения стратегических наступательных вооружений. Результаты переговоров по этому вопросу пока "неудовлетворительные", сказал глава российской делегации генерал-полковник Юрий Балуевский корреспонденту "Berliner Zeitung". "Представленный американской стороной проект договора отходит от принципиальных соглашений, которые были достигнуты во время переговоров относительно Договора СНВ-3", - заявил Балуевский.
Российско-американский договор о разоружении должен стать важнейшей темой переговоров во время встречи президентов Владимира Путина и Джорджа Буша (George Bush), намеченной на конец мая. Москва потребовала заключения нового, обязывающего обе стороны соглашения по контролю над вооружениями после того, как Вашингтон вышел в одностороннем порядке из Договора по ПРО по вопросам противоракетных систем. Переговоры о заключении Договора СНВ-3 проходили в 90-е годы. Во время встречи в марте 1997 года в Хельсинки президенты Ельцин и Клинтон (Clinton) достигли принципиальной договоренности о деталях договора. В то время существовали разногласия лишь относительно максимального количества остающихся ядерных боеголовок. Россия считала достаточным наличие 1 500 единиц, США настаивали на уровне 2 000- 2 500 боеголовок.
Россия, по словам Балуевского, не видит в новой ядерной доктрине США воли к разоружению. Так, предусматривается, продолжает генерал, лишь складирование всего имеющегося ядерного оружия, как боеголовок, так и носителей. В представленном США проекте договора американцы, в частности, готовы уменьшить количество боеголовок с нынешних 6 000 до 1 700-2 000 единиц. "Все что превысит этот лимит, будет складировано на базах. В чем же тогда заключается разоружение?" - задает вопрос глава российской делегации, который является одновременно заместителем начальника Генерального штаба. Здесь можно говорить лишь о "снижении степени боевой готовности".
Аналогичная ситуация с носителями ядерного оружия. В настоящее время США, согласно данным Балуевского, имеют 144 тяжелых бомбардировщика. Половина из них должна быть до 2009 года снята с вооружения и законсервирована. Москва исходит из того, что эти самолеты можно в кратчайшие сроки снова поставить в строй. То же самое планируется и в отношении подводного флота. "С этим мы не можем согласиться", - подчеркнул Балуевский. Еще в Договоре по СНВ-1 было закреплено, что все соответствующие носители должны быть реконструированы, чтобы исключить возможность их использования для доставки ядерного оружия.
В противоречии с Договором по СНВ-1
Москва, сказал генерал, не может согласиться и с введением нового понятия - "оперативно развернутые боеголовки". По мнению Балуевского, нет смысла делить ядерные боеголовки на те, что находятся в боевой готовности, и те, что временно складированы. Это и без того противоречит Договору по СНВ-1, положения которого остаются в силе еще до 2009 года. Большую склонность к компромиссу проявил министр обороны Сергей Иванов во время своего последнего визита в США. Он сказал, что при определенных условиях Москва могла бы согласиться на то, чтобы боеголовки не уничтожались, а складировались.