Авторы статьи, являющиеся членами правозащитной организации "Human Rights Watch", документируют нарушения прав человека в Афганистане
Кабул, 20 марта 2002 года. Ахтер Мохаммед (Achter Mohammed) ожидал совершенно другого приема, когда возвратился домой в Афганистан из Ирана после 15-месячной ссылки. Но для узбекских военачальников в его родном городе важно было то, что он этнический пуштун и, возможно, привез с собой некоторую сумму денег, заработанных в Иране. Трое узбекских командиров схватили Ахтера Мохаммеда, как только тот сошел с автобуса, отвели его на свою военную базу и начали его избивать тяжелыми деревянными палками, отчего он то и дело терял сознание. Они отобрали все, что он заработал тяжелым трудом в Иране, в том числе подарки для его семьи. Когда они его, наконец, отпустили, он вернулся домой только лишь затем, чтобы узнать, что там тоже ничего не осталось.
Четырнадцатилетняя Фатима (Fatima) умоляла солдат не насиловать ее, говоря, что еще молода и является девственницей. Один из солдат, угрожая ей оружием, приказал ей раздеться, иначе она будет убита. Ее изнасиловали двое солдат, а позже трое других изнасиловали ее мать. Мать спросила, почему солдаты так поступают. Ей сказали: "Вы талибы и вы пуштуны". Перед уходом солдаты избили до потери сознания отца Фатимы, калеку, и утащили из дома все пожитки семьи. "Нам не осталось ничего; возможность вступить в брак у нас украли вместе с честью", - сказала нам мать Фатимы.
Для этнических пуштунов на севере Афганистана наступило время расплаты. Они расплачиваются за грехи Талибана просто потому, что в талибском руководстве преобладали также этнические пуштуны. В прошлом месяце представители правозащитной организации "Human Rights Watch" посетили десятки пуштунских общин в северных районах Афганистана, лично документируя причиненные им убытки и разрушения. Мы посещали деревню за деревней, которые были начисто разграблены солдатами милиционных формирований других этнических групп, иногда утаскивавших даже оконные рамы. Мы столкнулись с массовыми случаями избиений, грабежей, убийств, вымогательств и сексуальных насилий, жертвами которых стали представители пуштунских общин.
В одной деревне 37 человек были убиты на глазах их семей, потому что у них не было достаточно денег, чтобы выкупить собственную жизнь. После продолжавшихся в течение многих недель и месяцев нападений многие деревни, оставленные сотнями пуштунских семей, выглядят как поселения-призраки. И насилие не прекращается. Наше внезапное появление напугало двух вооруженных узбеков, которые пришли вымогать деньги у пуштунских старейшин одной из деревень в провинции Фаряб (Faryab). В утро нашего визита в расположенную в 200 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) деревню провинции Саманган (Samangan) одного из деревенских старейшин заставили отдать местному военачальнику отару овец.
Сегодня обстановка в отдельных районах Афганистана отдаленно напоминает ту, что существовала в период 1992-1996 годов, когда военачальники разделили страну на вотчины и жестоко обращались с гражданским населением. Та эра породила движение "Талибан". Кое-кто из тех же самых военачальников снова оказался во власти в Северном Афганистане, и их отряды несут ответственность за большинство злодеяний против мирных пуштунов на севере страны. Наши разбирательства указывают на виновность всех трех крупных фракций - партии этнических узбеков "Junbish", партии этнических таджиков "Tajik Jamiat" и партии этнических хазара "Hizb-i-Wahdat" - в притеснениях пуштунского мирного населения.
Америка помогла этим жестоким военачальникам вернуться во власть: они выделили афганские войска в помощь Соединенным Штатам, чтобы избавиться от талибов и террористов "Аль-Каиды". Теперь Америке и ее союзникам следует принять быстрые меры к тому, чтобы те же самые военачальники не разрушили того, что достигнуто к настоящему времени.
Афганцам до смерти надоели военачальники, которые обращаются с ними жестоко и контролируют их жизни, но они не могут без помощи извне бросить вызов монополии военачальников на власть. В одной брошенной деревне мы нашли всего одного старика, но он говорил от имени многих, когда заявлял нам: "Если иностранцы нам не помогут, мы не будем живы".
Давайте не забывать, что Америка однажды уже уходила из Афганистана, оставив страну в руках военачальников, и что за эту ошибку 11 сентября была заплачена неизмеримая цена. Мы не только ради народа Афганистана, но и ради себя самих должны проследить за тем, чтобы на этот раз работа была проделала.