Либерализация цен на газ требует от поставщиков на этом рынке, поделенном между картелями, пересмотра стратегий. Это касается Алжира, которому продажа газа приносит 45% дохода, и который стоит на первом месте среди партнеров ЕС. Сегодня Алжир хочет заручиться поддержкой России, для ведения переговоров в Брюсселе.
Европейская комиссия рассматривает вопрос, соответствует ли принципам свободной конкуренции "условие поставки", входящее в долговременные договора, которое запрещает покупателю перепродавать газ без предварительного соглашения.
"Наша задача - узнать, кто выигрывает на разнице покупной цены и цены с продаж, заявил министр энергетики Алжира, Шакиб Хелил (Chakib Khelil) на последней конференции ОПЕК, состоявшейся 15 марта в Вене. "Если я продаю газ по три доллара в Европе, а покупатель может получить за него 10 долларов на американском рынке, то прибыль должна быть поделена, кроме расходов на транспортировку". Господин Хелил будет обсуждать эти вопросы 25 марта в Брюсселе с европейским комиссаром по энергетике и транспорту, Лойолой де Паласио (Loyola de Palacio), и комиссаром по вопросам конкуренции Марио Монти (Mario Monti). 26 марта последние примут российского вице-премьера, Виктора Христенко.
Защитить секторы рынка
"Европейская Комиссия согласна, что долговременные контракты должны остаться в основании газового рынка. Это мнение разделяет и Россия", - подчеркнул алжирский министр, который совершил визит в Москву, прежде чем отправиться на собрание ОПЕК. Но, чтобы сделать рынок подлинно открытым, конкурентным и прозрачным, Комиссия должна подготовить соответствующую инфраструктуру". "Главное условие", - напомнил господин Хелил, говоря о компании "Газ Франции", "состоит в том, чтобы сеть газопроводов не была в собственности предприятий, продающих газ".
Чтобы защитить эти секторы рынка, находящимися под угрозой осуществления проектов компании GNL, Алжир хочет проложить два новых газопровода, один в Испанию, а другой в Италию. Но у Алжира есть еще один проект: создать газопровод, который связал бы Нигерию с Европой, через территорию Нигера и Алжира. Нигерия - ближе к Европе, чем некоторые российские месторождения.
"Это проект стратегической важности, который позволил бы провести на север Нигерии и в Европу газ, который сейчас горит впустую на юге страны, - объяснил алжирский министр. Это помогло бы Нигеру, который лишен источников энергии, и открыло новые пути перед Нигерией, которая до сегодняшнего дня зависила от своих южных портов". Этот "интеграционный" проект, стоимость которого Рилвану Лукман (Rilwanu Lukman), министр энергетики Нигерии, оценивает в 4 - 5 миллиардов долларов, может заинтересовать двух гигантов, компанию "Shell", уже работающую в Нигерии, и компанию"British Petroleum", которая торопится выйти на газовый рынок.