Газете "The Washington Times" стало известно, что Белый дом вчера приказал всем федеральным ведомствам удалить со своих вебсайтов засекреченную информацию об оружии массового поражения и другие данные, которые могут быть использованы террористами.
Этот шаг встревожил ученых и сторонников открытого доступа к документам, так как правительство убирает с сайтов тысячи документов, которые были доступны общественности на протяжении многих лет.
Вчера поздно вечером руководитель администрации Белого дома Эндрю Кард (Andrew Card) разослал руководителям всех ведомств и департаментов распоряжение, приказывающее "немедленный пересмотр" всех открытых документов.
Чиновникам было указано сообщить о результатах их работы в течение 90 дней в Офис национальной безопасности.
"На вас и вашем департаменте или агентстве лежит обязанность охранять правительственные документы, касающиеся оружия массового поражения", - написал г-н Кард в распоряжении, копию которого удалось получить газете "The Washington Times".
"Правительственная информация любого срока давности, которая может быть полезной при разработке или использовании оружия массового поражения, в том числе информация о нынешнем местонахождении запасов ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания такого оружия, не должна быть доступна ненадлежащим лицам", - написал Кард.
Однако пересмотр политики в отношении документов не ограничивается удалением документов об оружии массового поражения, которые должны быть засекречены в первую очередь.
Согласно второму распоряжению, разработанному чиновниками Белого дома и Департамента юстиции, отвечающими за соблюдение режима секретности, речь идет и о "содержащих важную информацию, но не секретных документах".
"Следует внимательно изучить в каждом конкретном случае необходимость защиты такой важной информации от доступа ненадлежащих лиц", - говорится во втором распоряжении, также попавшем в газету "The Washington Times".
Распоряжение, которое было составлено исполняющей обязанности директора Офиса по обеспечению конфиденциальности информации (Information Security Oversight Office) Лаурой Кимберли (Laura L.S. Kimberly), а также Ричардом Хаффом (Richard L. Huff) и Даниэлем Меткафом (Daniel J. Metcalfe), руководителями Офиса информации и секретности Департамента юстиции, предписывает агентствам также изучить "выгоды, которые можно получить от открытого и эффективного обмена научной, технической и иной подобной информацией".
Однако некоторые группы ученых недовольны этими ограничениями.
"Опасения по поводу терроризма могут использоваться в качестве предлога для удаления всех видов документов, которые имеют малое значение для национальной безопасности или не имеют его вовсе, - говорит Стивен Афтергуд (Steven Aftergood) из Федерации американских ученых. - И именно это происходит повсеместно".
Высокопоставленные чиновники Белого дома настаивают, что они приняли во внимание опасения ученых и других лиц. Однако они говорят, что террористические атаки 11 сентября вынудили администрацию соблюдать тщательный баланс между открытостью и секретностью.
"Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы не переступить черту, - сказал один чиновник, пожелавший остаться неизвестным. - Мы все используем слово 'баланс', и суть спора в том, как мы его понимаем. Мы считаем, что мы верно его уловили".
Другой представитель Белого дома заявил, что проводимый администрацией пересмотр важной информации основан на том, что "будет проведена хорошая оценка, и что информация не будет удалена вся целиком".
Чиновники назвали несколько типов информации, которая будет закрыта от свободного доступа. В это число входят:
- Документы о ядерных материалах "двойного предназначения", таких, как, например, отработанные урановые стержни из реакторов атомных электростанций, которые могут быть использованы для превращения в оружие.
- Информация о системах обогрева и кондиционирования воздуха, которая может помочь террористам распылить споры сибирской язвы в общественных зданиях.
- Компьютерные данные, которые могут помочь хакерам застопорить оплату по чекам социального обеспечения.
"На различных вебсайтах предлагалась к продаже информация, которая на самом деле продаваться не должна", - сообщил один чиновник.
"Например, был представлен доклад, засекреченный в 50-е годы и рассекреченный в 70-е, в котором говорилось о том, как построить завод по производству биотоксинов, и конечно же, он был удален, - пояснил этот источник. - Информация, которая сообщает об особых уязвимых местах реакторов ядерных электростанций, или, например, станций метро, также будет удалена".
Гари Басс (Gary Bass), исполнительный директор "OMB Watch" (неправительственная исследовательская, образовательная и правозащитная организация, изучающая деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти - прим. пер.), выступающей за свободный доступ к правительственной информации, заявил, что в защите национальной безопасности нет ничего плохого. Однако он поставил под вопрос запрет на "важную, но несекретную" информацию.
"Я поражен, - заявил он, когда ему рассказали о распоряжениях Белого дома. - Насколько я знаю законодательство, исполнительная власть не имеет право создавать целую новую категорию информации, называемую 'важной, но не засекреченной'".
Г-н Басс сказал, что "встревожен" резкими мерами, предпринимаемыми для обеспечения секретности информации в свете событий 11 сентября.
"Наша базовая система открытости разрушается, - заявил он. - Мы очень быстро движемся к смене основополагающего демократического принципа, заключающегося в праве знать что-либо, к принципу, основанному на том, нужно ли это знать".
"Это сильно, очень сильно затронет наши демократические процессы, - отметил г-н Басс. - Это будет означать, что правительство получило право определять, нужно ли вам знать определенную информацию. И вам придется обосновывать это каждый раз, когда вы захотите что-либо узнать".
Г-н Афтергуд заявил, что правительство уже удалило больше 6000 тысяч документов с вебсайтов, в том числе и те, которые не затрагивали национальную безопасность. Например, Пентагон удалил сообщения о программах закупок.
"Эту информацию террористы не смогут использовать никаким образом, - отметил он. - Однако она очень полезна для того, чтобы и Конгресс и общественность могли наблюдать за различными программами".
Г-н Афтергуд назвал появление категории "важной, но несекретной информации" "тревожным" фактом.
"Это плохой знак, это дает повод к нарушениям", - сказал Афтергуд.
"Так как нет четких определений, эта категория может быть применена для сокрытия практически любой информации, - сказал он. - Если это будет предоставлено на усмотрение каждого ведомства, то они могут злоупотребить этим правом".
Белый дом с этим не согласился.
"Мы просим агентства оценивать информацию определенным образом, мы считаем, что это то, что нужно Америке, - отметил один чиновник. - Все эти опасения должны быть очень тщательно изучены".
"Общепризнанно, что мы должны изменить точку зрения на то, как обращаться с подобной информацией, поэтому мы так и поступили", добавил этот чиновник.